Новый недельный раздел книги Дварим. В нем пророк Моше продолжает свою речь перед народом, начатую еще в первых разделах книги. Он снова напоминает, что Всевышний обещал евреям выполнить обязательства, которые Он взял на Себя (благословить народ богатством, благополучием и миром). Но только при одном условии: если со своей стороны потомки Авраама, Ицхака и Яакова выполнят свою часть договора, заключенного на горе Синай. То есть они берутся продолжить соблюдение Заповедей Торы в Стране, в которую им предстояло войти сразу после смерти Моше.
А теперь посмотрим на некоторые особенности этой речи.
В ней сказано, что евреи не должны позволить туземцам вовлечь себя в "поклонение чужим богам". И тут же упоминаются законы кашрута. Ибо запрещенная еда в чем-то сродни идолопоклонству.
Никто не возьмется утверждать, что требования кашерности еврейского стола просты и легки в исполнении. Подчас именно они отпугивают тех евреев, которые возвращаются к вере отцов. Но на основании одного этого назвать нашу религию "диетической" или "кухонной", как это делают некоторые критики, нельзя. Если человек не в силах ограничить себя в еде, то ни к какой сложной "духовной философии" он, скорее всего, тоже неспособен. Раб желудка не может стать хозяином разума.
Все это давно известно евреям, и через все века своей истории они пронесли особое, трепетное отношение к ограничениям в пище, которые предписаны Торой и ее учеными интерпретаторами. Евреи соблюдают кашрут с такой же скрупулезностью и последовательностью, как они соблюдали законы приношения жертв в Храме. Отмечено, что если кто-то из евреев начинает отходить от Торы, то последней заповедью, которую он все еще соблюдает, является кашрут. И наоборот, когда еврей возвращается к Торе, первым делом он восстанавливает кашерность на своей кухне и на своем столе.
Не ешь кровь ни в каком виде. Не ешь "трефного" (то есть мясо от растерзанного животного, а также умершего своей смертью или неправильно зарезанного). Есть можно только определенные виды мясных пород скота, конкретных птиц (кур, уток, гусей и т. д.), чешуйчатых рыб. Но ничего из насекомых, моллюсков и пр. Сразу после перечня разрешенного из мира животных Тора приводит запрет "варить козленка в молоке его матери", что трактуется нашими мудрецами как запрет на совмещение молочного с мясным.
Среди прочих законов, данных Создателем, упоминается заповедь помогать бедным. Если евреи будут соблюдать все указания Торы, то — "не будет у тебя нищего, ибо благословит тебя Всевышний (общим благополучием)". Но если в Стране, куда ты входишь, все же появятся неимущие — из-за недостаточного соблюдения евреями Торы, то — "ты должен раскрыть свою руку (то есть помочь) своему брату (любому нуждающемуся еврею), своему бедному, своему нищему в своей Стране".
По этому поводу нам предписаны две заповеди. Первая: помогать беднякам, безвозмездно давая им деньги, еду и все, в чем они остро нуждаются ("цдака"). И вторая: давать деньги в долг каждому, кто попал в затруднительное финансовое положение. Кабальные условия, проценты, любой "рост" (не обязательно денежный) строжайше запрещены. Ибо нельзя наживаться на нужде других евреев. Почему? Потому что: "помни, что ты был рабом в Египетской земле, и искупил тебя Всевышний". Кстати, вернуть долг целиком и вовремя — еще одна заповедь Торы.
На тему помощи бедным рассказывают историю, которая произошла в городе Лодзь, где главным раввином в те годы был известный ученый, мудрец и праведник Торы раби Элияу Хаим Майзель (1821-1912, с восьми лет учился в известной ешиве в Воложине, в тринадцать получил звание рава). Собирали служки синагоги ("габаи") деньги в помощь нищим. Зашли в дом к одному богачу, но тот отказался дать цдаку, сославшись на то, что есть у него брат, несчастный человек, бедняк из бедняков. Вышли габаи на улицу и решили, что если богач поддерживает семью брата, то заповедь помощи беднякам им выполняется. Но когда тот брат сам обратился к ним за помощью, поняли они, что богач их просто обманул. И действительно, он так объяснил свои слова: я сказал, что у меня есть брат бедняк, но какую цдаку вы надеетесь получить от меня, если я не помогаю даже родному брату? Этот случай рав Майзель прокомментировал так: написано "помоги своему брату, бедняку". Люди думают, что если у бедняка есть богатые родственники, то те непременно ему помогают. Насколько он должен чувствовать себя несчастным, если его не поддерживают ни родственники, ни община. Потому Тора и обращается к нам: в первую очередь помоги тому, кому труднее всех...
В последних предложениях главы Моше перечисляет три праздника еврейского календаря: весенний праздник Песах, летний — Шавуот, и осенний — Суккот. В пасхальную неделю нам предписано есть мацу — пресный особым способом замешанный и испеченный хлеб; причем привычный квасной хлеб категорически запрещен не только в пищу, но даже для хранения в доме. Что касается Суккот, то все верующие евреи в дни этого праздника перебираются жить в шалаши, сооруженные по установленным правилам.
На каждый из этих праздников евреи обязаны приезжать в Иерусалим. Так было во времена Храма. Это не пожелание, а требование Торы: "Три раза в году да явятся у тебя все мужчины перед Всевышним на то место, которое Он изберет (то есть в Иерусалимский храм), и пусть никто не явится пустым (но с дарами)".
До разрушения Иерусалима римлянами наши отцы неукоснительно соблюдали эту заповедь. Вот уже больше девятнадцати веков, как нет у нас Храма. Однако и поныне многие евреи со всех уголков мира ежегодно приезжают в Иерусалим на праздничные дни. В этом тоже проявляется единство нашего народа.