Мирьям ЛЕВИ
(Продолжение. Начало в № 536.)
ШКОЛА: ПОМОЩЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
До начала периода Талмуда еврейских детей обучали исключительно их родители. Ребенка учили Торе и какому-нибудь ремеслу, которое позволит ему заработать на пропитание. Из-за опасения, что Тора может быть забыта, Йеошуа бен Гамла впервые в мире ввел систему всеобщего обучения (Бава батра, 21а). Если прежде родители несли единоличную ответственность за обучение своих детей, теперь они должны были передать часть этой ответственности другим. Однако следует иметь в виду, что в сфере нравственного воспитания школа может только помогать родителям в их работе - роль родителей остается первостепенной. Дом - идеальное окружение для формирования характера ребенка.
Поддержка
Выбирая ребенку школу, мы должны вести интенсивные поиски, чтобы найти для ребенка наилучшее окружение. А когда решение принято, нужно передать ребенка на попечение школы, а самим оказывать ему всю необходимую поддержку. Понятно, что школа настолько хороша, насколько хороши ее учителя, а учителя не всегда бывают самые лучшие - такие, каких бы мы хотели для своих детей. Часто они весьма далеки от идеала: "Если учитель подобен ангелу Всевышнего, они должны искать Тору из его уст; а если нет - не должны искать Тору из его уст" (Моэд катан, 17а). И все-таки нам нужно быть терпеливыми, как бы трудно это иногда ни было. И как бы мы ни были разочарованы, никогда нельзя об этом говорить в присутствии детей, потому что это только вызовет у них неуважение к школе и учителям.
Родителям не только следует поддерживать школу, но и регулярно встречаться с учителями, чтобы следить за продвижением своих детей и знать, нет ли у них каких-то особых проблем.
Плохое поведение в школе
Родители, естественно, определяют успех ребенка по тому, как он себя ведет. Поэтому если они слышат, что он плохо себя ведет, то воспринимают это как знак своей ошибки. А если они еще узнают, что другие люди тоже считают, что они поступают неправильно, это усиливает их переживания.
Реакция родителей различна. Одни сердятся на ребенка и наказывают его за то, что им стыдно за него. Другие сердятся на учителя, обвиняя его в проблеме. Но такие подходы неконструктивны. Чтобы действовать эффективно, нам, прежде всего, необходимо понять, каков истинный источник нашего гнева, и работать с ним. Если мы оцениваем себя негативно, из-за того что наш ребенок плохо себя ведет, значит, мы считаем, что причина этого коренится в нашей ошибке. Но неправильное поведение ребенка в школе может быть вызвано совсем другими причинами. Помните, что даже если бы родители всегда вели себя правильно (если бы это было действительно возможно!), все равно это не гарантировало бы хорошего поведения их детей. В любом случае не следует заниматься глобальной самооценкой и думать о том, что о нас думают другие.
А когда мы успокоимся, нужно поговорить с ребенком и позволить ему высказать свою точку зрения на происходящее. Можно мягко сказать: "Знаешь, я слышал о тебе неприятные вещи от твоего учителя. Можешь мне рассказать, что случилось?". И что бы нам ни рассказал ребенок, нужно отнестись к этому серьезно. Некоторые из проблем, возможно, удастся разрешить тактичным вмешательством. Но независимо от трудностей ребенок должен знать, что обязан уважать учителей, в особенности учителя Торы (Йорэ деа, 242:1).
Часто ребенок плохо себя ведет просто для смеха. В таком случае нужно серьезно поговорить с ним, объяснив, что таким образом он создает для учителя серьезные трудности. Простая система стимулов, когда ребенок получает звездочку за каждый хороший отзыв из школы, иногда может стать мотивом улучшения его поведения. А если в серьезных случаях требуется применить наказание, лучше дисциплинарные воздействия оставить школе. Хотя мы и не должны немедленно обвинять учителя в плохом поведении нашего ребенка, все же следует иметь в виду, что в основе обычно лежит неумение учителя поддерживать дисциплину в классе. Но ребенок никогда не должен считать себя правым. Конечно, как уже говорилось, при нем ни в коем случае нельзя развенчивать школу и унижать учителя.
(Продолжение следует.)