На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ВЕРНУТЬ ИМЯ И — ПАМЯТЬ


Израильский мемориал "Яд ва-Шем", крупнейший в мире центр изучения истории Катастрофы европейского еврейства, проводит новый масштабный международный проект, главная цель которого — увековечение и документирование имен жертв Шоа, погибших на оккупированных фашистами советских территориях. Предполагается, что большая часть из 3 миллионов имен, недостающих в уже собранной базе данных, принадлежит именно евреям из стран бывшего Союза. Эта работа тесно связана с еще одним новым направлением в деятельности "Яд ва-Шем": с 27 нисана материалы его сайта — прежде всего, списки имен погибших — стали доступны и на русском языке (активная работа по их переводу шла в течение года).

Дело в том, что с момента открытия базы данных на иврите и на английском языке (в ноябре 2004 года) сайт мемориала посетили более 8 миллионов пользователей из 218 стран; при этом лишь незначительная часть из них — жители бывшего СССР. Так что главная цель создания русскоязычной версии — сделать ее доступной для еврейских общин на постсоветской территории, а также русскоязычного населения Израиля и других стран. Теперь добавить недостающие имена можно и через Интернет — заполнив электронную версию свидетельского листа. По форме он аналогичен документам, которые "Яд ва-Шем" начал собирать с 50-х годов прошлого века: в них указываются имена и личные данные евреев, уничтоженных нацистами в Катастрофе.
В Одессе новый проект презентовал непосредственно его руководитель — израильтянин Борис Мафцир, бывший генеральный директор Министерства абсорбции Израиля, экс-глава представительства "Сохнута" в России, Белоруссии и Балтии, консультант нового исторического музея "Яд ва-Шем" по кино- и видеоматериалам. С момента начала проекта он уже побывал в Киеве, Виннице, Тульчине, Шаргороде, Хмельнике, Хмельницком, Черновцах, Ивано-Франковске, Львове, Днепропетровске, Запорожье, Никополе, Кривом Роге, Харькове, Николаеве, Херсоне, Кишиневе, Бендерах, Тирасполе... А в нашем городе провел множество встреч с представителями еврейской общины, разных еврейских организаций и объединений.
— Очень небольшое количество имен евреев, погибших на территории Советского Союза, находится в исторических анналах, — рассказывает Борис Мафцир. — Большинство погибших, подавляющее большинство — безымянно! Я могу привести пример по "Энциклопедии Холокоста Украины" Круглова: в этой стране погибли полтора миллионов евреев. А количество уже установленных имен, может быть, в пять, в шесть раз меньше.
Причины этого известны:
не было списков; Советская власть не признавала Катастрофу как тему; не было исследований, записей; проходило время, уходили люди… И вот сейчас мемориал "Яд ва-Шем" решил, может быть, в последний момент обратиться через еврейские организации, еврейских активистов ко всем возможным свидетелям. Это и люди поколения, которое пережило Катастрофу, и члены их семей, и историки, исследователи, которые имеют в своем распоряжении те или иные записи. Главная наша цель — воссоздать этот мемориал поименно. Потому что без имен нет памяти — ни личной, ни общей…
Теперь, с появлением русскоязычной версии сайта "Яд ва-Шем", впервые есть возможность сравнить данные, имеющиеся в мемориальном центре, с теми, которые находятся на местах. Благодаря Интернету можно четко определить, кто в этих списках есть, а кого в них нет. Встречаются просто трагические ситуации! Подобное было и в моей семье: прабабушка и прадедушка, другие родственники моей жены погибли во время оккупации в Бессарабии. Жена все эти годы была уверена, что все ее близкие занесены в анналы "Яд ва-Шем", а оказалось, что там указаны только два имени, теперь она смогла добавить еще три… Таких случаев — масса!
Главное — люди всё помнят. Знаете, у меня было уже более 230 собеседований, и нет ни одного человека, который бы не вспомнил. Вот буквально сейчас у меня была встреча в одесском "Гмилус Хеседе", и я хочу привести рассказ одного одессита. В оккупацию умерли две его малолетние сестры, совсем крошки; была уничтожена семья его бабушки — это еще несколько человек; погибли евреи-партизаны, которые были с его отцом в подполье, — их имена он тоже может указать… Вы видите: только один человек — и сколько имен!..
Еще один очень важный для нашего проекта аспект — так называемая "тема третьего поколения", для которого пережитое предками — якобы только факт истории. Эта тема не нова, в самом Израиле с ней столкнулись довольно давно. Но должен вам сказать, что сейчас происходит своего рода ренессанс отношения к истории Катастрофы со стороны молодежи, включая тех молодых людей, которые не имеют никакого касательства ни к постсоветскому пространству, ни к русскому языку, не являются даже ашкеназами, то есть выходцами из Европы…
Я уверен, что тема Шоа — при всей своей проблематичности, при всей атакуемости со стороны тех, кто отрицает Катастрофу (никому не хочется чувствовать какую-то историческую вину!), остается и останется актуальной. Она неоднозначна, она требует внимания, воспитания, передачи, как в Песах пасхальной Агады, из поколения в поколение. В этом я вижу настолько важную задачу!.. Потому что имена — это и личная память всех еврейских семей, всех общин, которые были разорваны и разодраны на клочки, от которых ничего не осталось. И это та стена памяти, которая останется для других!
…"Меня спрашивают, до какой цифры я хочу дойти. Но цифры меня не интересуют", — говорит Борис Мафцир. Себя он называет посредником между "Яд ва-Шем" и общинами, куда приезжает и передает свидетельские листы. Они будут и в одесском "Гмилус Хеседе", и в "Сохнуте", и в музее истории евреев Одессы "Мигдаль"-"Шорашим", в других еврейских организациях. Каждый такой новый заполненный лист, каждое новое имя, отнятое у небытия, — как еще одна ниточка, связующая разорванные времена. Потому что связь времен не должна прерываться. Даже если кажется, что восстановить ее уже невозможно…

Е. Л.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.