17.12.2013 | Публицистика

Метаморфозы Майдана

В одном из многочисленных споров, вспыхивающих сейчас с завидной регулярностью на пространствах Facebook’а, прочел недоуменную просьбу одного из иностранцев: «Please, tellmewhatitmeans «maidan» – «Пожалуйста, скажите, что значит «майдан». Действительно, ни один переводчик не способен объяснить, почему слово, которое на русский язык переводится как «площадь», несет в себе качественно иную смысловую нагрузку, обозначая некое политическое явление в жизни одного отдельного государства. Явления, вне всякого сомнения, в последнее время очутившегося в центре внимания мировой общественности.

В то время как где-нибудь в Греции сжигают флаг ЕС в знак протеста против политики «затягивания поясов», в Украине флаг ЕС становится символом протеста наряду с национальными флагом и гимном.

В конце 2012 года на экраны вышел мюзикл «Отверженные», оканчивающийся кадрами огромной баррикады. Сегодня баррикады в центре столицы Украины до боли напоминают сцены из этого фильма

Начинавшийся как неполитический и мирный протест небольшой группы сторонников евроинтеграции, после жестокого избиения студентов «Беркутом» Майдан-2 очень быстро превратился в политический и далеко не совсем мирный. На смену карнавалу приходит противостояние. Студенты остались, но на авансцену вышли политики.

И вот тут во всем блеске проявилась политическая нищета оппозиционных лидеров - топтание на месте, неопределенность требований, неумение просчитать что-либо на шаг вперед, ситуативность при принятии решений, ну и надежда на помощь извне, знаменитое бендеровское «Запад нам поможет». Запад вроде как помог, кто заявлениями, кто булочками и печеньками. Но на этом все и кончилось.

По целому ряду параметров люди, стоявшие на Майдане, оказались выше тех, кто претендует на лидерство над ними.

Депутат от Партии регионов Михаил Чечетов как-то заметил, что "Виктор Федорович создал гражданское общество в Украине". И здесь он абсолютно прав.

Сегодня уже как-то забыли о том, что еще в марте прошлого года Президент Украины утвердил Стратегию государственной политики содействия развитию гражданского общества в Украине. Вскоре после этого появились общественные советы при госадминистрациях и органах местного самоуправления, из бюджетов стали выделяться деньги на финансирование отдельных проектов.

Однако наряду с созданием гражданского общества «сверху» началось создание гражданского «снизу». Толчком к началу процесса послужило не столько то, что руководство страны отказалось от подписания Соглашения об Ассоциации, сколько то, как это было сделано. Избиение студентов «Беркутом» стало катализатором, ускорившим процесс.

Способность к самоорганизации – это та черта, которая сегодня вызывает симпатию к стоящим на Майдане. Этому в немалой степени способствовала и телевизионная картинка, показывающая волонтеров, готовящих пищу, полевые кухни, бесплатные бутерброды, врачей, бесплатно оказывающих помощь протестующим, отряды самообороны, несущие охрану баррикад.

Да, политики привнесли свою лепту. Многие из тех, кто не разделяет взгляды радикальных националистов, отмечают, что без их сплоченности и организованности Майдан не сумел бы противостоять силовикам.

Однако кроме политики есть еще и экономика. ВВП страны за десять месяцев нынешнего года, по официальным данным, снизился на 0,6%. Объемы промышленного производства – на 5,2%. Экономика страны в глубокой и, судя по всему, затяжной рецессии.

Вдобавок в стране – системный финансовый кризис. Казна попросту пуста. Это уже начали ощущать на себе «бюджетники». Курс доллара по отношению к гривне неуклонно растет. И решать проблему как-то надо. Неважно, кому – тем, кто находится во властных креслах, или тем, кто в эти кресла метит. Решить проблему можно только одним способом – взять кредиты. Но кто даст их политически нестабильной стране? А если и даст, то на каких условиях?

Собственно говоря, от лидеров оппозиции мы так и не услышали сколь-нибудь внятного объяснения, что, собственно говоря, они будут делать в сложившейся патовой ситуации. Ведь даже если гипотетически предположить, что правительство Николая Азарова уйдет в отставку и на его место придет новое, неважно, как оно будет называться – «техническим», «переходным» или «народного доверия», но решать ему предстоит эти конкретные проблемы и причем в условиях цейтнота.

Понятно, что нынешнему Майдану, ключевым требованием которого является отставка правительства и Президента, не до экономических лекций. Но можно с уверенностью сказать, что сколь-нибудь внятной экономической программы у оппозиционеров нет. Как, впрочем, и политической. И это их очевидный минус.

В особенности если учесть, что в нынешних сложных условиях, когда пойдет урезание зарплат бюджетникам, к политическому протесту может присоединиться протест социальный.

Все расставит на места время. Ведь политики приходят и уходят, а гражданское общество останется.

Артем ФИЛИПЕНКО.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки