06.11.2013 | Наука

Древние антарктические леса оказались загадкой для учёных

Антарктида триаса была совсем не похожа на сегодняшний холодный покрытый толстым слоем снега и льда материк. 250 миллионов лет назад здесь, как и на всей Земле, преобладала теплолюбивая растительность.

Несмотря на то, что в начале триаса суша оставалась "слепленной" в единый суперконтинент Пангею, Антарктида всё равно располагалась в высоких широтах и на материке уже существовали тёмные полярный ночи.

Доктора Патрисию Райберг (Patricia Ryberg) из института изучения биоразнообразия при университете Канзаса заинтересовал вопрос о том, каким образом антарктическая флора переживала непроглядные ночи. Однако вместо ответа учёному пришлось столкнуться с новыми загадками.

"Мне необходимо было понять, как растения переживали недостаток фотосинтеза, неизбежно возникающий в тот период времени, когда солнце надолго скрывается за горизонтом, — поясняет Патрисия Райберг. — Лучшим источником такой информации могут быть деревья, поскольку в их кольцах содержится закодированный биологический ответ на неблагоприятные условия окружающей среды".

Исследование триасовых отложений в Антарктике показало, что в породе скрываются целые пласты окаменелых листьев, косвенно указывающих на одновременный, сезонный характер их сброса. Иными словами, антарктический лес должен быть представлен листопадными видами растительности, которая переживала бы неблагоприятный период подобно современным деревьям умеренного пояса.

Однако более детальный клеточно-молекулярный анализ окаменелой древесины представил совершенно иную картину.

"Наш вывод несколько противоречит теории, поскольку, как показал анализ, антарктические деревья были по большей части вечнозелёными", — говорит Райберг.

В процессе исследований учёные брали образцы окаменелой древесины и проверяли структуру клеток древесных колец. Известно, что клетки растения в период развития и расширения кроны отличаются от клеток растения, которое готовится к зимней спячке. В последнем случае древесина становится заметно плотнее, а клетки развивают более толстую стенку.

Развеять сомнения должен был углеродный анализ окаменелостей (перед зимним периодом растения перестают расти, и создают запасы углерода). Однако и в этом случае получалось, что в лесах Антарктики соседствовали вечнозелёные и листопадные представители флоры.

"Речь не идёт о том, что одним растениям пришли на смену другие, — говорит доктор Райберг. — Деревья разных поясов сосуществовали параллельно".

По публикациям UkrNet

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки