16.09.2013 | Публицистика

Одесса и Молдавская митрополия: к 200-летнему юбилею

На днях в Кишиневе прошли торжества, посвященные 200-летию Молдавской митрополии. Об уровне мероприятия свидетельствует тот факт, что торжества прошли с участием Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Конечно, у Патриарха были свои резоны совершить трехдневный пасторский визит в соседнюю страну. Патриарх неоднократно говорил о том, что рассматривает Молдову как часть «Святой Руси».

Митрополит Кишиневский и Хотинский Гавриил (Бэнулеску-Бодони)

Митрополит Кишиневский и Хотинский Гавриил (Бэнулеску-Бодони)

Дело в том, что исторической предшественницей Молдавской митрополии была Кишиневско-Хотинская епархия, созданная на территории Бессарабии в 1813 г. Напомним, что по результатам Бухарестского мира, подписанного 16 (28) мая 1812 г. и ставшего завершением русско-турецкой войны 1806 – 1812 гг., к России отошла территория, расположенная в междуречье Днестра, Прута и Дуная, носившая историческое название Бессарабия. Часть этой территории ранее входила в состав княжества Молдавия.

Сегодня в общественном мнении Румынии и исторической традиции, присоединение Бессарабии к России расценивается как раздел страны, а бессарабские земли (часть территории Республики Молдова и юг Одесской области) рассматриваются как «утраченные территории».

В 1918 году Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской православной церкви, по поводу чего Патриарх Московский и Всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил синоду Румынской Православной Церкви протест. В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР, Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время повторной румынской оккупации Бессарабии, Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской Православной Церкви и получила название "Бессарабская митрополия".

В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве Патриарх Румынский Никодим и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви.

После провозглашения в 1991 г. независимости Республики Молдова Московский Патриархат предоставил бывшей Кишиневской епархии статус автономной Молдавской Церкви. Вопреки принятому в отношениях между автокефальными православными церквями правилу, по которому на канонической территории одной православной церкви не могут создаваться параллельные структуры другой, Синод Румынской Православной Церкви в декабре 1992 г. принял решение о создании Бессарабской митрополии. Тем самым на всех территориях, входивших в состав Румынии между двумя мировыми войнами, была восстановлена юрисдикция Румынской Церкви.

Московский Патриархат заявил о недопустимости наличия на своей "канонической территории" румынской церковной структуры и расценил переход части клириков под ее юрисдикцию как раскол. Большинство кишиневских политиков увидели в создании Бессарабской митрополии акт, противоречащий государственным интересам Молдовы. В сферу Бессарабской митрополии были включены и приграничные территории Украины.

В итоге православная община Молдовы оказалась разделенной между двумя соперничающими церковными юрисдикциями.

Но это история недавнего времени. А хотелось бы поговорить о событиях 200-летней давности. Потому что они имеют непосредственное отношение к нашему городу.

Прежде всего, стоит напомнить, что на протяжении 24 лет, с 1813 года по 1837 год, Одесса, как и ряд других городов так называемой Очаковской области (Тирасполь, Дубоссары, Очаков) входили в состав Кишиневско-Хотинской епархии. Произошло это по инициативе митрополита Кишиневского и Хотинского Гавриила (Бэнулеску-Бодони).

Стоит сказать несколько слов о персоне самого митрополита Гавриила (1746 – 1821 гг.), бывшего, вне сомнения, одним из ведущих деятелей Русской Православной Церкви конца XVIII – начала XIX века. Занимая на протяжении своей жизни ведущие должности в церковной иерархии (1792 г. – митрополит Молдавский; 1793 – 1799 – руководитель Екатеринославской епархии; 1799 – 1803 – митрополит Киевский и Галицкий; 1808 – 1812 гг., во время русско-турецкой войны и оккупации Россией Дунайских княжеств, – Экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии; 1813 – 1821 гг. – митрополит Кишиневский и Хотинский), он играл значительную роль в укреплении позиций православия на землях Правобережной Украины, присоединенных к Российской империи после разделов Речи Посполитой в 1772-м, 1793-м и 1795 гг.., а также в Новороссийском крае и в Бессарабии. Примечательно, что митрополит стоял у истоков создания Одессы и с его именем связана закладка первых храмов города.

Именно о нем писал известный историк Аполлон Скальковский в своем далеко не бесспорном рассказе об основании Одессы: «Узнав о намерении Императрицы устроить христианский православный город на вновь завоеванном мусульманском берегу, Гавриил прибыл в Хаджибей 29 июня 1794 года для присутствования при столь важном празднике. 22-е число августа было избрано для сего торжества. Митрополит в сопровождении своего духовенства, в присутствии вице-адмирала, морских и военных чинов, чиновников, присланных от губернатора Хорвата из Екатеринослава, и 2-х или 3-х турецких кораблей, стоявших на рейде, положил первые основные камни для храмов Божиих: во имя Св. Николая, Св. Екатерины и др. – и провел первую борозду для фундаментов городских строений. Таким образом, достопамятный день 22 августа был первым днем жизни города Одессы».

Уже к празднованию 100-летия Одессы версия Скальковского была подвергнута критике. Разгорелись нешуточные споры между историками о том, был или не был 22 августа 1794 года митрополит Гавриил в городе. Тем более документы свидетельствовали о том, что первые четыре храма были заложены в 1795 году. Это Свято-Троицкая церковь, Николаевская церковь (в будущем – Спасо-Преображенский кафедральный собор), церковь Святой Екатерины и Александровская церковь. Дату закладки в 1795 году подтверждает и доска из фундамента Александровской церкви, хранящаяся в Одесском историко-краеведческом музее, где упомянуто имя митрополита Гавриила.

Но, честно говоря, не столь важно, произошла закладка первых храмов в 1794-м или 1795 году. Важно другое – митрополит Гавриил стоял у истоков рождения нашего города, при его непосредственном участии или по благословению были заложены первые храмы, и по праву может быть признан одним из отцов-основателей города и его покровителей.

В Дунайских княжествах, а впоследствии в Бессарабии митрополит развернул активную деятельность. В январе 1813 года была официально открыта Кишиневская семинария. В прошении об основании семинарии митрополит Гавриил предусматривал, чтобы в этом церковном учреждении преподавался «молдавский национальный язык, чтобы учащиеся могли на этом языке проповедовать народу слово Божье и добрые нравы».

Вскоре в семинарии было разрешено и обучение светской молодежи. Стоит отметить, что другое светское учебное заведение на территории Кишиневско-Хотинской епархии – Ришельевский лицей в Одессе – было создано на год позже. А до создания Херсонской духовной семинарии в Одессе в 1838 г. Кишиневская семинария была основным учебным заведением для южных регионов Российской империи. В ней учились не только выходцы из Бессарабии. Среди учеников и студентов семинарии была молодежь из Тираспольского уезда, Николаева и Одессы.

Была открыта также епархиальная типография, в которой печатались как церковные, так и светские книги.

И здесь нельзя не вспомнить вновь об Одессе. Именно к периоду пребывания Бэнулеску-Бодони во главе Кишиневской епархии относится и основание первого в Одессе монастыря. На землях, подаренных церкви молдавским помещиком Александром Теутулом, было основано вначале архиерейское подворье, а затем – мужской монастырь. Однако возглавить строительство суждено было уже преемнику владыки, архиепископу Димитрию (Сулиме).

Митрополит Гавриил скончался в 1821 г. Нельзя не согласиться с мнением молдавского историка Василе Стати, который считает, что митрополит Гавриил «своей разносторонней деятельностью, изданием книг «для молдавских церквей и священников»… на десятилетия вперед продолжил молдавское направление в церкви, национальную ориентацию молдавской культуры».

Митрополит был похоронен в Кэприановском монастыре. Эпитафия на его гробнице оканчивается словами: "Имя его будет жить в роды. Премудрость его поведят людие и похвалу его исповесть Церковь!".

Для одесситов Гавриил (Бэнулеску-Бодони) – один из духовных отцов нашего города, чьи дела заслуживают признательности потомков.

Артем ФИЛИПЕНКО.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки