12.12.2012 | Культура
В Музее современного искусства Одессы расскажут о еврейском мире и одесском мифе
13 декабря в Музее современного искусства Одессы (Французский бульвар, 8) состоится открытие выставки «Еврейский мир и одесский миф – современный баланс». Об этом сообщил директор музея Семен Кантор.
Евреи и Одесса. Для многих это тождественные понятия, для других — надуманная тема. А между этими точками зрения — целая история одного из самых необычных городов Российской империи, СССР и Украины.
Вся не очень длинная история Одессы, ее миф может быть сведен к трем редакциям:
— ХIХ век — первая редакция. Миф о необыкновенном городе свободных, предприимчивых людей в рабской, закостенелой стране. Миф о месте, где всего можно добиться.
— ХХ век — вторая редакция. Миф о городе утонченных воротил, благородных бандитов и умудренных стариков в стране правящих государством кухарок, черных кожанок и распевающих радостные песни молодых строителей коммунизма. Миф о городе, в котором все лучше.
— ХХI век (и конец века ХХ)— третья редакция. Миф о провинции с местечковыми, робкими торгашами в современном динамичном государстве. Миф о городе, который в прошлом.
Как и положено, мифы создаются, прежде всего, произведениями искусства: литературой, музыкой, кино. Изобразительному искусству выпала роль отражать одесские мифы и следовать им. Вероятно, не случайно миф о прекрасном Городе был создан в эпоху модернизма. Романтические иллюзии защищали веру, что «есть город, который я вижу во сне, в цветущих акациях город...». Они оказались продуктивными для создания особой одесской культуры, в том числе живописи — камерного, утонченного эстетского явления, разрушенного впоследствии вихрем истории.
Если отбросить миф о становлении Города (редакция № 1), в котором выделялись личности, а не социальные группы, то в последующих значительная роль отведена евреям. Отведена историей Одессы — евреи стали одними из создателей мифа. Они дали мифу мягкую и мудрую иронию стариков из местечек, романтику вырвавшихся на свободу домашних мальчиков и трагедию жертв Хама. Перечисленные образы и проблемы волновали (и волнуют) не только евреев, но последние стали камертоном. Это очень тонко чувствовали лучшие одесские художники.
На выставке представлено прекрасное полотно
Большинство экспонируемых работ посвящены не столько евреям, сколько Одессе, созданию которой евреи отдали все силы. Лишь одна тема раскрыта с чисто еврейским надрывом: тема Памяти. Образы Божидара Миловича, Люсьена Дульфана, Вадима Гринберга и
Прошло очень мало времени, но колесо истории неумолимо… Город изменился. Нет евреев (или почти нет), нет Одессы-мамы (или почти нет), остались только достаточно вульгарные шутки о них.
Это легло в основу третьей редакции одесского мифа. Главным инструментом описания мифа ХХI века послужил постмодернизм. Ирония постмодернизма похоронила модернистские иллюзии, сделала их обременительными, разрушила искусственный и хрупкий нравственный заповедник, не предложив чего-либо взамен.
Естественно, что долго этот вакуум сохраняться не сможет. Не зря птица Юрия Зильберберга, вырвавшаяся из грубой металлической клетки, замерла в растерянности. Куда ей лететь?
Будем надеяться, что мифологическая (или мифическая?) одесская цель № 4 будет продуктивной!
Семен КАНТОР, директор Музея современного искусства Одессы.
12.12.2012 | Жилищно-коммунальное хозяйство
Прорыв водопровода в Одессе: жильцы парадного не могли выйти на улицу
12.12.2012 | Экономика
12.12.2012 | Погода
МЧС: толщина слоя снега на юге Одесской области превышает 30 сантиметров
12.12.2012 | Город
В центре Одессы не работают светофоры на более чем 20 перекрестках
12.12.2012 | Криминал
Парень из Одесской области задержан в Виннице за дерзкую попытку кражи
12.12.2012 | Чрезвычайное происшествие
Житель Одесской области попал в автокатастрофу в Подмосковье