12.04.2012 | Культура

Леонид Пастернак: возвращение в Одессу

Большой выставкой откликнулся одесский Художественный музей сразу на три крупные юбилейные даты выдающихся, значимых для Одессы художников. Об этом пишет газета «Юг».

В нынешнем году отмечается 160-летие основателя Товарищества южнорусских художников Кириака Костанди, 150-летие его ученика, прекрасного пейзажиста, основателя Общества художников имени Костанди Тита Дворникова и 150-летие художника Леонида Пастернака.

Сегодня в Одессе живут лишь потомки Костанди, принявшие участие в открытии выставки. Художник имел многодетную семью, но только двое — Павел и Любовь — продолжили род Костанди. Это внучка Павла Кириаковича Ирина Хрисанфовна Кравцова и ее сын Константин, праправнук художника. По другой линии — внучка Любови Кириаковны Елена Андреевна Хршановская и ее сын Владислав.

Если картины первых двух мастеров кисти Костанди и Дворникова хорошо известны и часто выставляются и в Одессе, и за рубежом, то работы Леонида Пастернака, которыми владеет одесский Художественный музей, почти неизвестны. В основном фонде представлены только две его картины, остальные работы из запасников музея зрители увидели впервые. Всего на выставке представлено семь работ Леонида Пастернака — две живописные и пять графических, особенно колоритны «Торговка с Хитрова рынка» и картина «А не выпить ли?». На выставке также представлены бережно собранные открытки — репродукции работ Леонида Пастернака (всего двадцать четыре открытки) и переписка Михаила Пойзнера, известного одесского коллекционера, писателя и ученого, с Жозефиной Пастернак, бесценные письма датированы началом девяностых.

Как-то подзабылось у нас это имя. Напомнил о юбилее талантливого художника музейщикам Всемирный клуб одесситов, вице-президент которого Евгений Голубовский выступил с интереснейшим докладом. Он отметил, что персональные выставки Леонида Пастернака проводились при жизни художника в разных городах Европы, в частности Берлине и Лондоне, многократно в Москве. И ни разу в Одессе, где он родился и прожил двадцать семь лет.

Правда, в 1966 году готовилась большая выставка. Сын художника поэт Борис Пастернак находился в то время в опале, тогда и было решено перенести выставку из Москвы в Одессу. Научный сотрудник Художественного музея Лидия Наумовна Колмановская вела переписку с родными художника, собирала материалы. Два года шла подготовительная работа. Но выставке так и не суждено было состояться. А собранные архивные материалы еще предстоит изучать.

И вот в 2012 году эта досадная оплошность наконец исправлена. Пусть скромная, пусть в проходном небольшом зале, но персональная выставка прекрасного рисовальщика, графика и живописца Леонида Осиповича Пастернака открылась.

Как так случилось, что Пастернак, урожденный одессит, так долго «ждал» своего часа? Да и творчество этого художника все еще ждет серьезного внимания исследователей. Может, потому, что его долгая жизнь похожа на увлекательный роман, что по этому роману можно изучать эпоху, что, вопреки всем ее изломам и крутым поворотам, ему удалось выжить и прожить достойную и красивую жизнь.

Леонид Пастернак родился в Одессе в 1862 году в состоятельной семье. Отец торговал пшеницей, имел свой постоялый двор. Леонид получил хорошее образование. Учился в Ришельевском лицее. Но родители были далеки от сферы культуры и прочили сыну карьеру фармацевта, не одобряя его тягу к искусству. Однако препятствовать сыну, когда в 1879 году он поступил в Одесскую рисовальную школу, не стали.

Остались свидетельства, что гимназист Пастернак сотрудничал с одесскими сатирическими журналами «Сверчок», «Маяк» и «Пчелка». Так, в журнале «Пчелка» за 1879 год был опубликован рисунок Пастернака «Босяк», о существовании которого напомнил художнику много лет спустя Максим Горький.

В 1881 году Пастернак получил дипломы об окончании лицея и рисовальной школы и отправился поступать в Московское училище живописи и ваяния. Но там его ждала неудача. Пришлось вернуться в Одессу. Последовав уговорам родителей, юноша поступает в Московский университет сразу на два факультета — медицинский и юридический. Но тяга к живописи по-прежнему не дает ему покоя, будоражит воображение. И тогда Леонид Пастернак решает продолжить художественное образование за границей, параллельно с основной учебой.

Однако Московский университет не давал студентам такой возможности. И Пастернак переводится в Одессу, в Новороссийский университет, студенты которого в те годы могли беспрепятственно покидать страну. Леонида отпускают, но при условии, что каждый год он будет приезжать в Одессу сдавать экзамены. В 1883 году студент Новороссийского университета Леонид Пастернак проходит по конкурсу в Мюнхенскую королевскую академию искусств и едет учиться в Германию. Едет не один, а с другом, тоже одесситом Самуилом Кишиневским. Имя этого художника (в этом году исполняется сто пятьдесят пять лет со дня его рождения), погибшего в гетто в осажденном городе в 1943 году, оказалось незаслуженно забытым.

В 1885 году Пастернак получает диплом юриста в Новороссийском университете. И одновременно с медалью заканчивает академию в Мюнхене. Таким незаурядным способностям можно только позавидовать.

После учебы в Мюнхенской академии и обязательной военной службы Пастернак едет домой, в Одессу, и здесь, на родине, знакомится и влюбляется в очаровательную девушку, блестящую пианистку Розалию Кауфман. Она делала головокружительную музыкальную карьеру, была профессором музыкальных классов одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Но своему успеху и славе предпочла тихое семейное счастье.

Родители будущей жены Пастернака были богаты, являясь монополистами продажи на юге России зельтерской воды. Свадьба состоялась уже в Москве в 1889 году, куда художник переезжает из Одессы. Тому есть предпосылки: работу Пастернака «Письмо с родины», которую он готовит для выставки передвижников, покупает для своей галереи сам Павел Третьяков. Покупает в еще незавершенном виде. Неслыханный случай!

Это дает возможность Пастернаку совершить поездку в Париж, о которой он давно мечтал. После поездки стиль, цветовая гамма художника заметно меняются. Работы становятся светлее, воздушнее, его кисть и карандаш — более свободными и изысканными.

Брак Леонида Пастернака и Розы Кауфман оказался на редкость счастливым. Через год после свадьбы у молодой четы рождается первенец Борис, будущий великий русский поэт. Через три года — сын Александр, будущий видный архитектор. Жена с детьми часто гостит в Одессе у родителей, сюда же летом приезжает и Леонид Осипович. Розалия Кауфман родила мужу четверых детей и никогда не жалела, что оставила музыкальное поприще.

Весной 1893 года на очередной выставке передвижников картина Леонида Пастернака «Дебютантка» привлекает внимание Льва Николаевича Толстого. Их знакомят, знакомство перерастает в дружбу. Пастернаки становятся частыми гостями писателя в Москве и в Ясной Поляне. Итогом стала целая серия набросков, рисунков и картин. Художник много рисует Льва Николаевича, занятого творческой работой и физическим трудом, в кругу семьи и знакомых. Создает замечательные иллюстрации к его произведениям «Война и мир» и «Воскресение». Эти работы были высоко оценены самим Толстым и отмечены медалью на Всемирной парижской выставке 1900 года. Многие картины художника из толстовской серии находятся ныне в Третьяковской галерее.

Но не все в одинаковой степени оценивали творчество Пастернака. Так, Товарищество передвижников в Москве не приняло в свои ряды выпускника Мюнхенской академии, хотя к тому времени он участвовал в его выставках. Там считали, что творчество Пастернака носит незавершенный характер, и вообще ставили под сомнение, что он способен написать какое-то большое полотно.

Между тем картина Пастернака «Студенты перед экзаменом» была удостоена золотой медали на Мюнхенской международной художественной выставке и приобретена французским правительством для Люксембургского музея в Париже.

В 1894 году Леонид Пастернак стал профессором Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он прослужит на этом посту более четверти века.

Когда художнику исполнилось сорок три года, Петербургская академия художеств избрала его академиком живописи. Помимо преподавания, Леонид Осипович много занимается портретной живописью, пишет портреты деятелей культуры и искусства: Горького, Брюсова, Скрябина, Рахманинова, Поленова, Шаляпина, Бальмонта.

После революции, когда нужно было запечатлеть вождей новой России, обратились опять к Пастернаку. Леонид Пастернак был одним из основателей ленинианы. Он первым из художников академического направления запечатлел Ленина и других вождей революции. Причем не в тиши кабинетов, а делая зарисовки на съездах, в президиумах и конгрессах.

Многие рисунки спустя короткое время исчезли: слишком многие из тех, кого он писал, оказывались «врагами народа». Эта работа давала художнику возможность наблюдать вблизи тех, кто пришел к власти. Наверное, тогда Пастернак и принял решение уехать. И в 1921 году под предлогом лечения жены при содействии Луначарского и Осипа Брика, который в то время был юрисконсультом в ЧК, Леонид Пастернак уезжает в Германию. Вместе с ними едут дочери Жозефина и Лидия, а оба сына, Борис и Александр, остаются в Москве. Уезжая, Пастернаки сохранили советские паспорта, надеясь вернуться на родину.

В Германии Леонид Осипович продолжил свою галерею видных людей. Здесь им написаны портреты выдающегося физика Альберта Эйнштейна, писателей Ремизова и Гауптмана, поэта Рильке, композитора Прокофьева.

В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернаку как еврею было запрещено заниматься живописью и преподаванием. И вновь остро встал вопрос о перемене места жительства. Поначалу семья думала о возвращении в СССР. Ведь Пастернак не менял советского гражданства и считал себя русским художником. Он решил вернуться в Москву. Но когда какой-то советский чиновник отказал ему в ящиках для перевозки его работ, сильно обиделся. К этому времени Лидия Пастернак вышла замуж за английского офицера и уехала в Англию. Туда же перебралась следом Жозефина. И Леонид Осипович с женой, вывезя картины, уехали к младшей дочери в тихий Оксфорд. Сейчас в Оксфорде находится музей Леонида Пастернака.

Кстати, прежний директор Одесского художественного музея Наталья Касько была в гостях у дочерей художника Лидии и Жозефины, посещала музей Пастернака, много рассказывала о коллекции, которая там хранится.

Живя в Англии, Леонид Пастернак мечтал о возвращении домой. В своих письмах он писал: «Возвращение в Москву, если буду жив. Если нет — то возвращение моих работ».

В Москву Пастернак не вернулся. Как не вернулся в Одессу. Наверное, на чужбине было непросто. Но еще сложней оказалось его сыну Борису Пастернаку, который остался верен родине.

Читаю письмо Бориса Леонидовича Пастернака в Одессу, представленное на выставке. Оно адресовано его дальней одесской родственнице Генриэтте Дейлис и датировано декабрем 1955 года: «Сестры живы, в Оксфорде, где, как вам, по-видимому, известно, умерли в 1939 году мама и в 1945 году папа. У них, в особенности у Лиды, большие знакомства в художественном и университетском мире. Всякий раз, приезжает ли оттуда театр или какие-нибудь академики-историки или еще кто-нибудь, они поручают этим приезжим, чтобы они со мной повидались, но я из предосторожности уклоняюсь от этих встреч и не переписываюсь с ними.

Неинтересно делиться одной сотою из того, чем живешь, что знаешь и что носишь в себе, а сказать все им самое главное нет возможности. Я и вам, и сестрам не могу ничего рассказать.

Но я жив-здоров, и в отвоеванном мною узком одиноком мире независим и счастлив.

У меня был инфаркт два года назад, три месяца пролежал в больнице и еще три чувствовал его последствия, а теперь живу так, точно это случилось с кем-то другим…».

Об Одессе Леонид Пастернак никогда не забывал. В переписке со Скрябиным затрагивается одесский период его жизни. Об Одессе художник писал, что мечтает купить кусочек земли на Большом Фонтане, на высоком берегу, с которого открывается вид на просторы Черного моря.

В конце августа 1939 года умирает от сердечного приступа жена художника Роза Кауфман. Как пишет Жозефина Пастернак в письме Михаилу Пойзнеру, умирает во время грозы, которой она дико боялась. А через два дня начинается Вторая мировая война.

Несмотря на тяжелую потерю и преклонный возраст, Леонид Пастернак продолжает работать. В военные годы им созданы картины «Бах и Фридрих Великий», «Мендельсон, дирижирующий «Мессию» Генделя», «Толстой за рабочим столом», «Пушкин и няня», «Сцены из советской жизни».

Леонид Пастернак встретил сообщение о победе над фашизмом и окончании Второй мировой войны. Он умер 31 мая 1945 года. Ему было восемьдесят три года. Дорога длиною в жизнь, в которой нашла отражение целая эпоха.

Но еще здравствует внук Леонида Пастернака Евгений Борисович, ему девяносто два года. Накануне открытия выставки Михаил Борисович Пойзнер звонил в Москву, разговаривал с правнуком Леонида Осиповича, внуком Бориса Пастернака Петром Евгеньевичем. Рассказал ему, что Одесса отмечает стопятидесятилетний юбилей его знаменитого предка, открывается его выставка. Тот был несказанно рад, что на родине в Одессе художника помнят и чтят.

Выставка, посвященная Леониду Осиповичу Пастернаку, — это только начало возвращения его в Одессу. Известный краевед Ростислав Александров нашел все одесские адреса Пастернаков и Кауфманов. И сейчас решается вопрос об увековечении памяти и установлении мемориальной доски Леониду Пастернаку на одном из домов.

Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ, «Юг».

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки