07.02.2012 | Наука
Российские ученые добурились до "внеземной" жизни
Российские ученые пробились к Востоку. Так называется крупнейшее в Антарктиде подледное озеро, поверхности которого люди достигли после более чем двадцати лет бурения.
Озеро располагается на глубине почти в четыре километра и, как предполагают специалисты, находилось в полной изоляции не менее полумиллиона лет. То есть, населять его могут уникальные, еще не известные науке организмы. Это может изменить представление человечества о собственной планете.
Сказать, что сегодня в Институте Арктики и Антарктики праздник - не сказать ничего. Событие, которое произошло за пятнадцать тысяч километров отсюда, заведомо сравнивали с высадкой человека на Луну. Впрочем, ещё вопрос, что важнее с научной точки зрения? Четыре десятилетия теоретических и больше двадцати лет практических работ, наконец, увенчались успехом. Антарктида вот-вот готова открыть тайны, если не мироздания, то событий, достаточно скоро за ним последовавших.
Телефонный звонок в НИИ приняли уже через пятнадцать минут после того, как бур прошил почти четырехкилометровую толщу антарктического льда.
"Это переполняет меня: мою душу радостью и так далее. Это даст нам возможность с точки зрения биологии оценить совершенно другие законы эволюции живых организмов, не те, которые в нашей земной жизни встречаются. Потому что эти живые организмы жили долгое время без всякого контакта с атмосферой, с солнечным светом", - поясняет заместитель директора Арктического и Антарктического НИИ, начальник российской антарктической экспедиции Валерий Лукин, который посвятил озеру Восток пятнадцать лет жизни.
До сих пор открытым остается вопрос о возрасте озера Восток - минимум четыреста тысяч, а может, и миллион лет. Как же оно появилось? Согласно первой гипотезе, от трения многокилометрового ледника о поверхность Земли. Ледник начал таять, к тому же от высокого давления лед превращается в воду при более низкой температуре: те, кто помнит из школьной программы законы термодинамики, поймут.
Вторая гипотеза предполагает, что озеро было всегда, а когда похолодало, материк сместился к полюсу, стало покрываться коркой льда. За сотни тысяч лет ледяной покров достиг почти четырёх километров и изолировал воду от холодного воздуха.
"Глубина три шестьсот тридцать!" – рапортуют российские бурильщики в Антарктиде. Примерно на этой глубине в начале двухтысячных бурение пришлось остановить на несколько лет. Нельзя было допустить контакта полностью изолированного, практически стерильного водоема с атмосферным воздухом. Российские ученые сначала изобретали технологию чистого проникновения в озеро, а потом, на зависть мировому сообществу, доказывали ему свою правоту. Ведь это не фильм ужасов, когда неизведанное таит угрозу. Скорее, мы представляем угрозу этой жизни.
"Мы называем ее внеземной жизнью на нашей бактериальной планете Земля. И с другой стороны, если мы покажем и докажем, что там нет жизни в этой водной среде, то это будет не меньшее открытие – это будет первая экониша, где нет жизни. В обоих сценариях это будет полезно для поисков жизни на других ледовых планетах. Таких, как, например, спутник Юпитера Европа", - говорит заведующий группой астробиологии Петербургского института ядерной физики имени Б.П. Константинова Сергей Булат.
Именно в Институте ядерных технологий будут сначала конструировать специальные стерильные боксы, а затем изучать в них доставленные образцы. Но это будет только в следующем году. Пока констатируют лишь факт контакта с поверхностью озера.
Вода из него должна замерзнуть в глубинной скважине и лишь потом при помощи специальных технологий, которые пока под грифом "секретно", ледовый керн извлекут и доставят в Петербург.
В Петербург сейчас направляется и научная команда из Антарктики. На борту теплохода "Академик Федоров", который сейчас держит курс на Кейптаун, ученые отсыпаются после многосуточной работы в пятистах километрах от южного полюса планеты Земля.
Источник —
07.02.2012 | Международные отношения
07.02.2012 | Технологии
07.02.2012 | Общество
07.02.2012 | Медицина
07.02.2012 | Наука
07.02.2012 | Наука