31.08.2011 | Конфликт

Спасательный круг для одесской «Лермонтовки»

В Украине в этом году на грань выживания поставлен не один санаторий. Но одесской «Лермон­товки» досталось более всего. Об этом пишет еженедельник «Зеркало недели».

Борьба вокруг профсоюзного имущества в Крыму особо не затронула Одессу, где в руках ЧАО (частное акционерное общество) «Укр­профздравница» (не пора ли задаться вопросом, какой она менеджер) все еще остается ряд санаториев. Но заявление уже прозвучало из уст руководства области в связи с проблемами, возникшими у известного клинического санатория «Лермонтовс­кий» в начале этого года. А трудовой коллектив здравницы прямо обвинил киевское начальство в неспособности эффективно управлять проф­союзным имуществом и предложил передать его государству.

В Украине в этом году на грань выживания поставлен не один санаторий. Но одесской «Лермон­товки» досталось более всего. Можно приводить массу объективных причин, но вешать на двери известнейшей здравницы на пять месяцев замок — последнее дело. Это не укладывается в голове тех, кто знает, что такое «Лермонтовка» и имеет хоть какое-то представление о санаторном лечении и реабилитации. Летом, благодаря вмешательству местных властей, она возобновила свою работу. Но дальнейшие перспективы туманны.

Для кого тендер?

Санаторий «Лермонтовский», принимающий ежегодно сотни пациентов, простоял закрытым всю нынешнюю зиму и весну. И сегодня, когда лето на исходе, он заполнен менее чем на треть. Вместе с тем сотни людей нуждаются в санаторном лечении. Самое возмутительное, что одесситам после инфаркта, инсульта, сложных травм предлагается пройти курс реабилитации и оздоровления в других здравницах за сотни километров. Разумеется, им не под силу такие большие расстояния, и они отказываются от выделенных им путевок в Крым и другие регионы. Как сообщили в санатории со ссылкой на отборочную комиссию, направляющую больных на реабилитацию, таких отказов более 50%.

В Одесской областной дирекции Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности подтвердили, что идет отказ со стороны беременных (заметьте, в «Лермонтовском» есть специальное отделение для женщин с утяжеленным течением беременности) и тяжелых больных от путевок в «Ливадию» и «При­морье» (Евпатория).

Проблема в том, что в этом году Фонд соцстраха не приобрел у санатория «Лермонтовский» ни одной путевки. Точнее, «Лер­монтовский» не прошел тендер. Его предложения были отклонены.

По данным фонда, из-за непредоставления справок о наличии у санатория медицинской аппаратуры и оборудования для лечебных процедур и отсутствии долгов перед государственными фондами — соцстраха и пенсионном. Проблема же, как пояснило руководство здравницы, не в отсутствии справок, а в тендере, к которому не допускаются те, у кого есть долги. А у «Лермон­товки» они возникли по вине фонда, который перестал выкупать путевки. Недавно назначенный директор санатория Влади­мир Поно­марев вообще считает, что причина в коррупции. Исключительно по формальным причинам ведущая здравница юга Украины вдруг оказывается невостребованной. Это нонсенс.

Разумеется, никакие причины не могут оправдать такой результат тендера. Что такое «Лермон­товка»? Это многопрофильный, базовый санаторий высшей категории, выполняющий государственные и региональные программы по оздоровлению населения. Санаторий, где развернуты клиники Украинского НИИ медицинской реабилитации и курортологии, Одесского государственного медицинского университета. Это санаторий с высокой репутацией, высококвалифицированным персоналом, традиционно качественным лечением и реабилитацией. Здесь работают около 270 специалистов, которые поставили на ноги не одну сотню больных после тяжелейших инсультов, инфарктов, операций на сердце, позвоночнике и тяжелейших травм и переломов. Поток желающих лечиться здесь никогда не прекращался, пациенты приезжают даже из-за границы.

А в итоге из-за невостребованности зимой в санатории были отключены отопление и электроэнергия, в ряде корпусов потекли обогревательные батареи, обвалился потолок, вздулся паркет. Правда, не совсем понятно, почему собственник имущества не предпринял мер, чтобы не допустить подобного. Почему санаторий оказался без средств к существованию, если в прошлом году он был заполнен пациентами? А это, как уверяют сотрудники, 350—400 койко-мест при стоимости путевок 5800—6800 гривен. «Куда же девались ранее заработанные деньги?» — спрашивал коллектив.

Сегодня санаторий работает благодаря 500 тысячам гривен, специально выделенных из областного бюджета на закупку путевок для чернобыльцев и афганцев. Но этого недостаточно для рентабельной работы. Стоимость услуг высокая: на 21 день — от 5748 до 9564 гривен. Как пояснил В.Пономарев, предпринимаются всевозможные меры, но самостоятельно с загрузкой они не справятся.

В июле «Лермонтовский» повторно направил письмо в адрес исполнительной дирекции Фонда социального страхования с просьбой рассмотреть возможность направления в их санаторий больных с низким уровнем транспортабельности. В нем сообщается, что задолженности перед государственными фондами нет. Все необходимые документы санаторий предоставил, и готов направить любые недостающие бумаги. Но гарантии, что их услышат, нет.

Как сообщили в Одесской областной дирекции Фонда социального страхования, санаторий сам виноват в сложившейся ситуации, и он так и не предоставил необходимый пакет
документов.

Как власти спасали «Лермонтовский»

Что ожидает здравницу зимой, коллектив не знает. Планы превратить клинический санаторий в сезонное учреждение сорваны. Прежний главврач санатория уволен. Взамен «Укрпроф­здравница» прислала директора. Владимир Пономарев — выходец из Донецка, отношения к санаторно-оздоровительной и лечебной работе не имел. Последнее место работы — исполнительный директор ЗАО «Дон-трейд».

В Одессе это назначение приняли насторожено. К сожалению, оно не убедило в том, что ЧАО «Укрпрофздравница» не допустит в дальнейшем банкротства «Лермонтовского», чего и опасается коллектив, на глазах у которого была уничтожена не одна здравница. А о том, что такая опасность существовала, сотрудники открыто заявляли на всю страну, когда в апреле после неоплачиваемого трехмесячного отпуска людям снова предложили написать заявление, но уже на увольнение. Коллектив тогда был уверен, что «Лермон­товский» под предлогом перевода на сезонный режим работы хотят обанкротить. И поднял по этому поводу большой шум.

Надо отдать должное руководству области и местным депутатам, которые сразу же откликнулись на призыв о помощи. И в оперативном порядке приняли ряд спасительных мер. Так вот, по их воплощению в жизнь как раз и можно судить, кто и как печется о судьбе знаменитой «Лермонтовки» и какова цена слов тех, в чьих руках она находится. Самым показательным можно назвать решение Одесского облсовета от 20 мая этого года о придании территории «Лермон­товки» статуса памятника садово-паркового искусства с целью обезопасить ее от возможного рейдерского захвата в будущем и застройки частными домами.

Так в чьих же руках судьба здравницы?

Санаторий «Лермонтовский» расположен в центре города в прибрежной, парковой зоне, и занимает две территории общей площадью свыше 10 гектаров. Вторая (более 2 га), что на Лидерсовском бульваре, рядом с парком им. Т.Шевченко, — самая уязвимая в плане рейдерского захвата. Нынче с замком на воротах она выглядит запущенной и невостребованной. После многомесячного простоя двери для пациентов открыли лишь главные корпуса в Лер­монтовском переулке.

Как и следовало ожидать, именно «Укрпрофздравница» тормозит решение облсовета. Новый директор никакой инициативы не проявляет, ссылаясь на то, что вопрос не в его компетенции. А киевское начальство ни на один запрос, направленный облсоветом, ответа не дало.

Молчание говорит о многом. Сегодня санаторий погасил долги по зарплате и официальным платежам. Но остались долги, к примеру, перед поставщиками. Их свыше 2 млн. гривен, если не больше. Задолженности (а скупить их не составляет труда) могут запросто стать частью схемы по захвату территории здравницы. Поэтому охранный статус — это защита от рейдеров.

Может быть, в «Укпроф­здрав­нице» или Федерации проф­союзов Украины на этот счет иные соображения? Все хорошо помнят позицию главы Феде­рации профсоюзов Одес­ской области Вячеслава Буратынского в отношении санатория им. Горького. Он официально просил горсовет не объявлять его территорию парком-памятником, мол, охранный статус помешает ее развитию. Это в то время, когда зеленую зону санатория рейдеры нагло «откусывали» гектарами для постройки коттеджей, и шла борьба в судах.

Весьма показательной является и нынешняя невнятная позиция руководства города в отношении «Лермонтовки». Хотя первыми, кто пришел на помощь коллективу, были депутаты горсовета, которые своим решением освободили санаторий от уплаты налога на землю. А это свыше 140 тыс. грн. в месяц. Хотя в начале года, когда «Лермонтовский» обращался с просьбой предоставить льготу, получаемую им в прежние годы, бюджетная комиссия отказала, не вынося этот вопрос на сессию.

В итоге хороший, но запоздалый жест со стороны города в конце года, по словам В.Поно­марева, благодаря штрафным санкциям выльется в огромный долг. Ведь льгота предоставлена не с 1 января, а с 1 мая. «А что делать с долгом за четыре месяца почти в 600 тыс. грн. и растущей пеней?» — сетовал он.

Городские чиновники отмечают, что руководство здравницы само виновато, ибо не проявило интереса к предложению города принять совместную программу по оздоровлению горожан, которая бы решала сразу две проблемы: финансовую и социальную.

Не дают покоя приморские территории?

Но вернемся к решению облсовета, которое без согласия собственника и пользователя земли воплотить в жизнь невозможно. Поэтому депутаты смогли рассмотреть лишь целесообразность создания парка-памятника. Точнее, поддержать инициативу своих коллег. И рекомендовать Одесскому горсовету обсудить этот не терпящий отлагательства вопрос на своей сессии. Однако он так и не был вынесен, хотя прошло три месяца.

Кстати, на этот счет имеется решение горсовета от 7 октября 2009 года, принятое при прежнем мэре и депутатском корпусе. Но для объявления территории парком-памятником этого недостаточно. Необходимо решение о согласии горсовета. Принятое же более полутора лет назад звучит так: «Об инициировании вопроса об объявлении территории клинического санатория «Лер­мон­­товский» парком-памятником садово-паркого искусства местного значения». Этим решением была поддержана инициатива ряда депутатов о его создании. И было поручено обратиться в областное управление охраны окружающей природной среды с ходатайством о рассмотрении данного вопроса. Управление дало предварительное согласие. Но для окончательного вердикта необходимо научное обоснование, которое стоит денег, небольших, порядка 50 тыс. гривен, но их пока никто не выделил — ни область, ни город.

К слову, в конце 2008 года подобное решение, несмотря на сопротивление профсоюзов, было принято в отношении санатория им. Горького. И тоже с целью помешать определенным силам в городе забрать землю у здравницы под коттеджную застройку. Но тогда эту идею отстаивал сам санаторий вместе с городскими властями. Насколько помнится, он же заказывал разработку научного обоснования создания парка-памятника.

Нынешняя же ситуация совсем иная. Еще свежо в памяти бурное обсуждение в местных интернет-изданиях частной вечерней прогулки Алексея Костусева по безлюдным аллеям санатория «Лермонтовский» в компании депутата горсовета, лидера партии «Родина» Игоря Маркова, которого прошлая власть обвиняла в уничтожении санаторных земель в Одессе.

О визите мэра шумела вся округа: жители близлежащих домов, продавщицы магазинов… «Санаторий на замке, судьба его не известна, а тут мэр собственной персоной. Что бы это значило?» — задавались вопросом горожане. «Я был там всего один раз. Неужели я должен объяснять, что я там делал, почему там ходил и почему с Игорем Марковым», — нервничая, скажет Костусев, отвечая на вопросы журналистов.

Через три года «Лер­мон­товке» исполнится 100 лет. Дотянет ли старейшая здравница до этой даты? Сегодня она напоминает дырявую лодку в бурном море, где полно акул. А спасательный круг, брошенный местными властями, лишь удерживает ее на плаву. Чтобы «Лермон­товский» и другие оставшиеся здравницы твердо стали на ноги, необходим иной подход к развитию санаторно-курортной отрасли как со стороны Федерации профсоюзов Украины, которая оказалась плохим собственником, так и со стороны государства, спокойно наблюдающего, как год за годом с лица украинской земли исчезают приморские здравницы.

Нина Перстнева, «Зеркало недели».

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки