14.06.2011 | Культура

«Девушка, смерть, возрождение»: Георгий Ковтун представляет одесситам рок-оперу Евгения Лапейко

33 года назад на сцене Дворца культуры Одесского политехнического института была показана первая одесская рок-опера «Девушка и Смерть» по одноименной поэме Максима Горького.

Автором музыки был Евгений Лапейко, постановщиком — Владимир Подгородинский, автором и «пламенным мотором» идеи — директор ДК Политеха Иосиф Ефимович Гольдштейн.

Ныне постановка возобновляется в режиссерской версии заслуженного деятеля искусств России, народного артиста Татарстана Георгия Ковтуна. О премьере, которая состоится 14, 15 и 16 июня все в том же ДК Политеха, рассказали на пресс-конференции режиссер-балетмейстер Г. Ковтун и художественный руководитель проекта, вдова композитора Евгения Лапейко, директор ДМШ № 3 Елена Тихонова.

«Ромео и Джульетта» в Одесской музкомедии, «Вий», «Пеппи» и «Степан Разин» в Русском театре, все на музыку Евгения Лапейко, — едва ли не самые хитовые молодежные спектакли в репертуарной афише. Даты — 5 апреля, день смерти, и 19 мая, день рождения, — это дни, когда собираются вместе одесские рокеры и кавээнщики, чтобы вспомнить своего талантливого друга. Евгений Лапейко умел собрать вокруг себя и сдружить людей самых разных возрастов и интересов.

— Иное время, другие музыкальные инструменты, изменилась молодежь, поменялось восприятие вещей, появились новые технические возможности, а музыка Евгения Лапейко, прекрасного мелодиста, не устарела, — говорит Георгий Ковтун. — И стоило объявить возобновление спектакля «Девушка и Смерть», как пришли десятки театральных актеров Одессы, не спрашивая ни копейки. Пришли те, с кем я никогда не работал. Пришли мои подросшие «дети» из одесских спектаклей. Актеры сами монтируют декорации, берутся за черную работу. В спектакле занято около 60 человек.

В заглавных партиях — три состава. Смерть играют Роман Глущенко и Сергей Дмитриев (партия была написана композитором на Виктора Гончарова, который теперь живет в Канаде). Девушку играют актриса Музкомедии Маша Зейбель (вы видели ее в «Силиконовой дуре»), студентка Музакадемии Вероника Сазонова и студентка ОНУ Вероника Борисова. Партия Рассказчика — Сергей Кистеров, лидер известной рок-группы «Аграфена», и актер Музкомедии Дмитрий Богаченко. Царь и Каин — актер Русского театра Дмитрий Жильченко. Иуда — Руслан Герасименко (эту партию пел когда-то Евгений Лапейко). Актеру Русского театра Ярославу Белому досталась не вокальная, а танцевальная, пластическая, партия.

Либретто — только текст поэмы-сказки М. Горького. А музыкальную партитуру мы расширили из наследия Евгения Лапейко. Только живое звучание! Занятая в спектакле группа «Оверхит» («Overheat») — это тяжелый хард-рок, но ведь Лапейко такой проникновенный мелодист, его музыка так глубоко поселяется в тебе, она смягчит любой тяжелый металл. Лидер группы «Оверхит» Сергей Дмитриев написал современную аранжировку рок-оперы «Девушка и Смерть».

В спектакле работают также детский хор «Забава», балет Алены Степановой и Антона Кибы «Crosspoint», одесская команда «Майданс», танцевальный ансамбль «Рио-Рита».

«Кто финансировал? Это секрет, — так ответили нам на наше любопытство, а Георгий Ковтун добавил: — Зато декорацию придумал я, она необычайная, недаром я все мусорные баки изрыл. На режиссерскую «сборку» понадобилось десять дней». «Дети его понимают с полуслова, даже шестилетние», — сказала о работе Г. Ковтуна с юными актерами Елена Тихонова, а сам режиссер изложил свой метод так: «Я просто умею маскировать детские неумения. У меня на сцене всякий делает именно то, что у него интересно получается в жизни».

«Лапейко — золотой запас Одессы! — убежден (и справедливо) Георгий Ковтун. — Мы с Женей дружили с детства, и я всегда в него верил. Я не понимал, почему театры не берут его музыку, не ставят его вещи! Он всегда был нацелен на театр. Ничего удивительного, ведь его родители были артисты Одесской оперы. И он мечтал, чтобы его спектакль поставили в Оперном театре. «Тогда, — говорил он, всегда одевавшийся как заправский рокер, — я второй раз в жизни надел бы костюм». Первый раз — это было на его свадьбе. И он таки надел костюм вторично — на премьеру: я поставил тогда в Опере балет «Валентина» на его музыку. В основу балета лег подлинный факт, трагическая судьба актера Оперы»...

«Трудно ли быть женой неуправляемого рокера-неформала?» — спросили журналисты Елену Тихонову, а она ответила: «Женой быть несложно, когда любишь. Мы с Женей прожили счастливо тридцать один с половиной год. И никогда не фиксировались ни на безденежье, ни на бытовых трудностях».
«Девушка и Смерть» Е. Лапейко идет в постановке Г. Ковтуна в санкт-петербургском Театре на Моховой. Мечта Георгия Ковтуна — поставить «Пеппи» Е. Лапейко на сцене нашей Оперы. Чтобы мюзикл — в нарядных декорациях, оркестрованный, с высокопрофессиональными молодыми солистами, чтобы был вариант, достойный Бродвея!

...Елена Тихонова показала нам поистине музейный экспонат — программку той, первой, «Девушки и Смерти» 33-летней давности, с автографом Леонида Утесова: «Вы меня покорили своим дарованием и энтузиазмом», — это когда одесская рок-опера гастролировала в Москве.

Итак, 14, 15, 16 июня в 19.00 одесситов ждет премьера обновленной рок-оперы «Девушка и Смерть» в ДК Политеха. Билеты можно приобрести в Центральной театральной кассе и в кассе ДК.

Тина АРСЕНЬЕВА, «Вечерняя Одесса».

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки