22.02.2010 | Культура
Скончался режиссер «Белого солнца пустыни» Владимир Мотыль
В воскресенье, 21 февраля, в одной из московских больниц умер режиссер Владимир Мотыль, снявший знаменитые картины: «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Женя, Женечка и «катюша».
Ему было 82 года. Мотыль был госпитализирован 5 февраля после того, как упал у себя дома. «Скорую помощь» вызвала консьержка. Прибывшие по вызову врачи не могли войти в квартиру: когда дверь была взломана, медики увидели режиссера, лежащего на полу без сознания. У Мотыля был обнаружен перелом шейных отделов позвоночника; в клинике ему диагностировали пневмонию.
Режиссер был срочно доставлен в 67-ю московскую клиническую больницу в отделение травматологии, после чего его перевели в реанимацию. По мнению близких, одной из причин резкого ухудшения состояния здоровья Владимира Мотыля стала недавняя смерть его жены, актрисы Людмилы Подаруевой, пишет «Комсомольская правда».
Когда в конце декабря умер Исаак Шварц, композитор, написавший музыку к трем самым знаменитым фильмам Мотыля, корреспондент «Российской газеты» позвонил режиссеру, чтобы попросить его рассказать об ушедшем друге. Мотыль говорил об удивительной интуиции Шварца, о его гениальном проникновении в замысел картины, о том, что сцены «озвученные» им, становились открытием. А еще о том, что музыка в нем рождалась всегда, в любой ситуации, он иначе не мог жить. Владимир Мотыль и сам был таким: непредсказуемым в своем творчестве, ни на кого не похожим, с собственной мелодией.
«Судьба Владимира Мотыля — это упрямая борьба за самореализацию в условиях тотально враждебных. Дед не захотел вступать в колхоз — его раскулачили. Два ссыльных дядьки ушли на фронт добровольцами, один погиб, другой остался без ног. Отец, польский эмигрант, погиб в чекистских Соловках. Мать, практикантка у легендарного педагога Макаренко, была с сыном сослана на Северный Урал, где ей дозволили продолжить опыт Макаренко в колонии малолетних преступников», — так в своей статье о Мотыле написал обозреватель Валерий Кичин, отмечая, что история такой жизни могла бы стать сюжетом для киноэпоса.
В октябре прошлого года Мотыль закончил снимать фильм, над которым работал 6 лет — «Багровый цвет снегопада». Сюжет фильма родился из газетной статьи. В годы первой мировой молодая киевлянка, дочь промышленника, пошедшая в санитарки, встретила боевого генерала и ответила на его любовь. После гибели генерала (в Сибири его зверски убивает красный патруль) она посвящает свою жизнь мести за него. Как всегда, он снял это кино на пределе своих возможностей. Мотыль считал, что работать иначе не имеет смысла.
В последние месяцы он говорил о премьере своей новой картины. Ему хотелось, чтобы она была показана на фестивале. Он мечтал оказаться в зале, полном зрителей, увидеть свой фильм их глазами.
Долгие годы Мотыль преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Школе кино и телевидения и в мастерской Юрия Грымова. Своим студентам он нередко зачитывал отрывок из Нобелевской речи Уильяма Фолкнера: «Убрать из своей мастерской все, кроме правды сердца, кроме старых и вечных истин: любви, чести, жалости, гордости, сострадания, самопожертвования, без которых любое произведение эфемерно и обречено на забвение».
Биографическая справка. Владимир Яковлевич Мотыль родился 26 июня 1927 года в белорусском городке Лепель. Его отец, уроженец местечка Гостынич Варшавской губернии, слесарь минского завода «Коммунар», Яков Давыдович (Данилович) Мотыль через три года после рождения сына был арестован по обвинению в шпионской деятельности и отправлен в лагерь на Соловки, где спустя менее чем год погиб.
Мать, выпускница Петроградского педагогического института имени А. И. Герцена, Берта Антоновна Левина, работала воспитательницей в колонии для малолетних преступников под руководством А. С. Макаренко и впоследствии завучем детского дома для детей репрессированных в городе Оса Пермской области.
Детские годы Владимир Мотыль провел с матерью в ссылке на Урале. Дед и бабушка по материнской линии также были сосланы на Дальний Восток, а после возвращения в Белоруссию погибли в гетто в годы немецкой оккупации. В 1948 году Мотыль окончил актерское отделение Свердловского театрального
института, а в 1957 году — исторический факультет Уральского университета (заочно).
Работал режиссером Свердловского драматического театра, затем актером и режиссером в театрах Сталиногорска (Новомосковск) Тульской области, Нижнего Тагила. В качестве кинорежиссера дебютировал в 1963 году на таджикской киностудии фильмом «Дети Памира». В 1967 году по собственному сценарию (совместно с Булатом Окуджавой) снял фильм «Женя, Женечка и «катюша».
В 1969 году вышел его фильм «Белое солнце пустыни». В 1975 году Мотыль закончил съемки исторической эпопеи «Звезда пленительного счастья». В 1976-1985 годах Владимир Мотыль работал художественным руководителем творческого объединения «Экран» Гостелерадио СССР.
В 1987-1997 годах вел режиссерскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров (ВКСР), в 1992-1998 годах был художественным руководителем режиссерского отделения ВКСР. В 1993-1996 годах Владимир Мотыль был руководителем независимой студии «Арион». С 2001 года — руководитель «Студии Владимира Мотыля».
За свои работы Владимир Мотыль неоднократно удостаивался наград на различных фестивалях. Заслуженный деятель искусств РФ (1992); заслуженный деятель Таджикистана (1997); лауреат Государственной премии Таджикской ССР им. А.Рудаки; лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1997 года (за фильм «Белое солнце пустыни»). Награжден Орденом Почета России. В 2003 году Владимир Мотыль был удостоен почетного звания Народного артиста России.
У режиссера осталась дочь Ирина, художник дизайнер по костюмам, и внук Аркадий, художник авангардист, участник выставок в Москве и странах Европы (с 1998 года работает в Амстердаме).
Источник —
22.02.2010 | Чрезвычайное происшествие
22.02.2010 | Наука
20.02.2010 | Спорт
20.02.2010 | Культура
20.02.2010 | Общество
Президент Грузии приехал на похороны погибшего в Ванкувере саночника
20.02.2010 | Чрезвычайное происшествие
Судно Asian Glory с украинцами на борту остается в руках пиратов