09.02.2010 | Наука

Ученые нашли в метеорите необычные алмазы

Две новые формы ультратвердых кристаллов углерода обнаружили в метеорите Haverо ученые из университета Лиона (Франция) и ряда других. Об этом пишет Membrana.ru.

Любопытно, что, несмотря на громкое утверждение, твердость находок напрямую померить невозможно. Звезда нынешнего исследования – метеорит Haverо, относящийся к уреилитам, упал на территорию Финляндии в 1971 году. Группа ученых под руководством Тристана Ферруара недавно взялась за шлифовку и изучение его поверхности.

Исследователи очень удивились, когда обнаружили на отшлифованной поверхности бугорки высотой 10 микрометров. Получается, что выступы были тверже используемой для шлифовки алмазной крошки.

Ученые присмотрелись к необычной находке и решили исследовать метеорит при помощи нескольких физических методов. Так выяснилось, что выступающие бугорки представляют собой кристаллы из атомов углерода, существование которых было предсказано в теории, но которые ни разу не наблюдались в реальных условиях.

Правда, о твердости таких алмазов можно говорить лишь относительно все той же алмазной крошки: кристаллы столь малы, что измерить их параметры напрямую не представляется возможным. Они определенно тверже земных алмазов, но насколько – неизвестно.

В своей статье, вышедшей в журнале Earth and Planetary Science Letters, авторы открытия предполагают, что необычные структуры образовались при прохождении атмосферы и собственно падении метеорита на Землю.

«Наличие более твердых, нежели земные алмазы, кристаллов не удивляет», — говорит Чанфэн Чэнь, исследователь алмазов из университета Невады в Лас-Вегасе. Но тут же поясняет, что иногда под воздействием высокой температуры и последующего удара слои графита могут сформировать зоны, которые будут противостоять алмазной крошке, но лишь по одному из направлений.

Однако в данном случае ситуация сложнее: Haverо нагрелся и ударился так, что между слоями графита образовались связи, «защищающие» его по всем направлениям. (Отметим, что примерно по такой же технологии люди создают искусственные алмазы.)

Скрупулезный минералогический анализ структуры показал: перед учеными два вида углеродных образований. Одно является ультрапрочной ромбоэдрической полиморфной модификацией углерода, а второе – алмазом политипа 21R. Обе модификации ранее были лишь предсказаны.

Ранее мексиканские ученые открыли способ превращения текилы в алмазы. Разогретый пар белой текилы (40% алкоголя) при нанесении на кремний или слой нержавеющей стали может создавать алмазные пленки. Ключом к неожиданному открытию служит соотношение в текиле кислорода, водорода и углерода, которое лежит в «диапазоне роста алмазов». Полученные алмазные пленки могут стать недорогим решением для коммерческого применения в электрических изоляторах.

По информации «Информ Инет»