01.09.2009 | Культура

Ко дню рождения Одессы открыта выставка фотохудожника Евгения Волокина «Одесская мозаика»

Сегодня в выставочном зале управления внутренней политики горсовета открылась персональная выставка известного фотохудожника, журналиста, директора ТИА «Вікна-Одеса» Евгения Волокина.

«Всякому городу нрав и права. Всяка имеет свой ум голова»… Крылатой фразой стало это утверждение философа Григория Саввича Сковороды. Но чтобы увидеть нрав города, я бы сказал, нерв города, нужно смотреть на него не только не «замыленными», но и умными глазами. Умеющими принять и трогательные сцены, и возвышенную патетику, и благоглупость, которая совсем не редко сопровождает всех нас…

Евгений Волокин начинал свой творческий путь в «Вечерке» как репортер и фотограф. В те годы в газету нужно было принести три-четыре фото, дающие представление о событии — будь то пуск завода, демонстрация или рождение ребенка. Закон жанра требовал не постановочных фотографий, а мгновенных откликов на живую жизнь. И все же жизнь тогда была одной большой постановкой, разыгранным по нотам спектаклем. Естественно, что репортеры бежали от репортажей, тянулись в художественную фотографию.

Другие нынче времена. Другие задачи ставит перед собой репортер Евгений Волокин: в одном кадре передать биение жизни, создать документ, который был бы настолько выразительным, что репортажный снимок становится и художественным произведением, и историческим фактом.

Евгений Волокин предложил зрителям сорок своих фотографий — к 215-й годовщине Одессы. Сорок взглядов на события в нашем городе за последние полтора-два года. Их объединяет то, что его камера фиксирует не красивые дворики (а они есть в нашем городе), не памятники архитектуры (и они, к счастью, еще сохранились в нашем городе), не прекрасных девушек (а они в Одессе будут всегда!), а события.

Вот начали отмывать Потемкинскую лестницу, вот пикет у румынского консульства, открытие мемориальной доски В. Черноволу. А вот собрались автомобили с ласковым именем «жуки». Вот 22 июня у памятника Неизвестному матросу в 4 часа ночи зажгли сотни свечей. Родился дельфиненок. Выловлен злосчастный крокодил-беглец в пруду у нефтезавода. Состоялся Парад невест… Каждое из этих событий укладывается в одну ячейку многоцветной мозаики, имя которой — сегодняшняя Одесса.

Снимки не статичны. В них есть внутренне движение. И не только там, где слон у Воронцовской колоннады становится на две ноги, но и там, где у Оперного театра бушуют театральные (очень жизненные) страсти. Кстати, как важно, чтобы самый субъективный взгляд находил возможность оставаться объективным. Митинг у Оперного, но одновременно сцена из новой постановки «Кармен». Русский марш, но и стычка у памятника основателям Одессы. Приезд в Одессу престолонаследницы России и горький проход двух стариков мимо обанкротившегося кредитного общества…

Во всем этом — динамика и приметы наших дней, неравнодушие к реальной жизни горожан, а в целом — калейдоскоп Одессы. И попытка понять — всяка имеет свой ум голова? Или на это только надеялся великий философ, умерший 215 лет назад, через два месяца после основания Одессы?

У живописцев сейчас в моде разделение искусства на «современное» и «актуальное». Я бы сказал — злободневное. Мне кажется, что и в фотоискусстве можно ввести такую градацию. Позволю себе утверждать, что Евгений Волокин представил выставку «актуальной фотографии». И этим вкусом к событиям она интересна. Думаю, через десятилетия историки, краеведы будут вглядываться в эти снимки. И ощутят не только биение фактов, но и своеобычие города. А вот тут уже кончается репортаж, и начинается искусство.

Евгений Голубовский, вице-президент Всемирного клуба одесситов.

***

Начав фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Одесса» более 20 лет назад, Евгений Волокин сегодня снимает для агентства «Reuters», фотографии публикуются в УНИАН, на «Фотоленте», ряде других новостийных Интернет-ресурсов. Работает и «для души». Что и как снимать, выбирает, исходя исключительно из собственного желания и постоянного интереса к любимому делу и к жизни. Ее яркие мгновения стремится остановить и сохранить — для себя и для каждого, кто увидит.

«Для души», по словам автора, и выставки — как коллективные, в которых участвовал не раз, так и персональные. Последних в фотобиографии Евгения Волокина до сих пор было три: «Признание в любви» — работы в жанре «ню», ими автор признавался в любви к Женщине; «Чистый жанр» — калейдоскоп картинок, лиц и сюжетов (когда курьезных, когда печальных, но всегда увиденных очень по-своему, выхваченных из сиюминутной толкотни); «Дамы и господа» — серия портретов одесситов, знаменитых и не очень — художников, журналистов, просто друзей автора, тех, без кого Одесса никогда бы не была той Одессой, которую он любит и знает…

Четвертая «персоналка» автора в выставочном зале управления внутренне политики горсовета (улица Канатная, 19/21) продлится по 15 сентября.

Ознакомиться с работами фотохудожника Евгения Волокина можно в Интернет-галерее на нашем сайте.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки