24.07.2009 | Культура
«Мамай — 2009»: одесситам представляют творчество Василия Сада
В галерее современного искусства «NT-Art» (Лидерсовский бульвар, 5) в рамках проекта «Мамай — 2009» открылась экспозиция картин художника Василия Сада, передает корреспондент ТИА «Вікна-Одеса».
Галерея Анатолия Дымчука первой в Одессе взялась за серийный показ творчества художников, входящих в объединение «Мамай». Начало творческого содружества относится к шестидесятым годам ХХ века, когда возникла андерграундная группа молодых художников-нонконформистов (Александр Ануфриев, Валерий Басанец, Владимир Маринюк, Владимир Стрельников, Людмила Ястреб).
Они были связаны не только дружбой, но и общностью духовных устремлений — стремились создавать искусство, свободное от каких-либо внешних влияний. Так впервые в Украине были заложены «нонконформистские» традиции изобразительного искусства, что в корне отличалось от господствовавших в то время эстетических вкусов и взглядов. В семидесятые пришла «вторая волна» — Игорь Божко, Александр Стовбур, Владимир Цюпко. Нелегальные квартирные выставки в Одессе и Москве получили продолжение в виде первой презентации одесситов на Западе — в Мюнхене, Лондоне, Нью-Йорке.
Василий Сад моложе тех, кто основывал движение нонконформизма в Одессе. Он родился на Ровенщине в 1948 году. В 1977-м закончил Одесское художественное училище имени М.Б. Грекова. К группе, получившей название «Шлях» он, как и Сергей Савченко и Николай Степанов, присоединился в 1980-е. А уже в девяностые верные себе и своему предназначению самобытные мастера выбирают название «Мамай», символизирующее глубинные связи с национальной украинской культурой. Во многом благодаря именно «мамаям», их прорывам в области абстрактного формотворчества в Одессе сложились мощные, теперь хорошо известные и за пределами страны, традиции нефигуративного искусства.
— Сегодняшние работы Василия Сада — это изысканные абстрактные картины, прозрачные, как бы вышитые кистью по полотну. Пожалуй, наиболее эстетские из всех тех, что представляли художники объединения на прошедших выставках, — уверен вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. — В своем творчестве художник тяготеет, с одной стороны, к традициям американского абстракциониста Джексона Поллака, с другой — к картинам русского мастера Казимира Малевича. Белые квадраты, черные квадраты с тщательно обработанной поверхностью, искусно заполненные тончайшей вязью — основная манера Василя Сада.
Художник не раз показывал свои работы на международных выставках. Его картины есть во многих коллекциях — как в Украине, так и за рубежом. Но персональные выставки он устраивает крайне редко. Поэтому нынешняя — прекрасная возможность для нового поколения одесских любителей живописи познакомиться с признанным мастером.
24.07.2009 | Чрезвычайное происшествие
В Одессе грузовой фургон врезался в столб, двое людей пострадали
24.07.2009 | Правоохранительные органы
Новый начальник КРУ в Одесской области обещает «жестко спрашивать с каждого»
24.07.2009 | Правоохранительные органы
Одесская область: пограничники «отобрали» у юного контрабандиста 200 бутылок коньяка
24.07.2009 | Чрезвычайное происшествие
24.07.2009 | Спорт
Сегодня одесский «Черноморец» проведет домашний матч с «Арсеналом»
20.03.2025.
О больших бутылках и других украшениях Приморского бульвара

Расставлять по Одессе макеты стеклотары придумали на заводе шампанских вин. На промышленной выставке 1910 года в Александровском парке павильон этого завода венчала огромная бутылка (фото 1). Потом эта бутылка торчала над Французским бульваром, спрятанная за заводским забором. В 1928 году, во время съемок фильма «Человек с киноаппаратом», бутылка из-под шампанского (вероятно, уже другая) опять попала в кадр: оператор ее увидел на бульваре Фельдмана, как тогда называли Приморский бульвар (фото 2).
В 2008 году недалеко от памятника Ришелье снова появилась бутылка. Она рекламировала местное вино (фото 3). На следующий год перед Дюком построили огромный куб из полупрозрачной ткани (фото 4) — это тоже была своеобразная реклама одного из городских музеев: получить разрешение что-то поставить на Приморском бульваре считалось престижным.
Первый памятник здесь появился в 1828 году — это была бронзовая статуя одесского градоначальника Ришелье, которая стала и самым первым памятником в городе (фото 5). Второй памятник на бульваре появился в 1889 году, когда на шикарный постамент горожане поставили бюст поэта Пушкина (фото 6). Через 90 лет тут появился третий памятник — родившему в Одессе ученому-ракетостроителю Валентину Глушко. Его разместили на небольшой площади в самом начале бульвара (фото 7).
читати повністю