12.06.2009 | Конфликт
Одесский мэр: «Мы не участвовали в закулисных играх вокруг Евро-2012»
Члены исполкома УЕФА, исключившие Одессу из Евро-2012, были введены в заблуждение людьми, которые руководствовались мотивами, далекими и от интересов собственной страны, и от интересов футбола.
Такое мнение выразил мэр Одессы Эдуард Гурвиц в интервью изданию «Известия в Украине». Почему на самом деле у Южной Пальмиры отняли право принимать матчи Евро-2012? За что эксперты УЕФА начисляли украинским городам штрафные баллы? Есть ли шанс у Одессы вернуть себе статус принимающего города? Об этом и многом другом одесский городской голова беседовал с журналистами Яниной Соколовской и Вячеславом Старейченко.
— Эдуард Иосифович, Вы считаете, что с Одессой поступили несправедливо, отказав в праве принимать матчи Евро-2012?
— Да, считаю. И именно так считает большинство одесситов — причем, не только футбольных болельщиков. Вообще, решение о принимающих городах было утверждено исполкомом УЕФА вразрез с планом его президента. Мишель Платини в ходе нашей личной встречи осенью 2008 года в Швейцарии сказал, что резервных городов вообще не будет, и все претенденты будут поставлены в равные условия. Причем, по его словам, несмотря на работу экспертов, он лично не в 2009, а в 2011 году объедет эти города и воочию убедится, что и как сделано. А уже после этого исполком будет принимать соответствующее решение. И на него уже не сможет повлиять ни Президент страны, ни Премьер-министр, ни даже (он так и сказал) господин Суркис.
К нам неоднократно приезжали делегации экспертов УЕФА, и они почти в один голос говорили, что Одесса — самый европейский, самый подготовленный к достойному приему туристов украинский город. Именно у нас иностранным гостям можно показать очень многое, и приехав на матч, они могут остаться здесь на неделю и больше. Городская инфраструктура, развитая гостиничная сеть к этому готовы. Кроме того, у причала Одесского порта запросто можно поставить пятизвездочный плавучий отель, не уступающий самым дорогим и роскошным гостиницам мира. В Украине такая возможность есть только у нас.
Что очень важно — стадион в Одессе уже строится, и никаких сомнений в том, что он будет достроен, нет. Две прекрасных тренировочных базы готовы принять футболистов национальных сборных Европы уже сегодня. Что касается аэропорта — то нам за него поставили такие же штрафные баллы, как и всем остальным городам, кроме Киева. Но при этом нужно учитывать, что наш аэропорт уже сегодня имеет большую пропускную способность, чем тот, который только планируют построить в Харькове. В настоящий момент готовность одесского аэропорта составляет 40%, в то время, как у всех остальных, кроме «Борисполя», этот показатель колеблется от 4% до 10%. При подсчете всех штрафных баллов наш город был вторым после Киева.
— А сколько именно этих баллов было начислено украинским городам?
— Самые лучшие показатели у Киева: столица набрала 32 штрафных балла. На втором месте Одесса, на счету которой 44 баллов. Правда, тут нужно учесть, что 24 балла мы получили только за аэропорт. Плюс к этому, 8 баллов нам дали, как и всем остальным, за такой показатель как «достижимость города из центра Европы на автомобиле». Следующим идет Львов с 48 баллами. Потом 56 баллов у Днепропетровска, 58 — у Донецка и 62 — у Харькова.
— Скажите, пожалуйста, а когда была дана эта оценка?
— Это, пожалуй, самый любопытный вопрос. УЕФА обнародовала данные итогового доклада своих экспертов 11 мая 2009 года — т.е. за два дня до заседания исполкома в Бухаресте. Впоследствии эта оценка была проигнорирована, зато, как нам сообщили с большим опозданием, было учтено «мнение национальной федерации футбола».
— Вам, наверное, уже приходилось слышать мнение, что УЕФА своих решений не меняет?
— Общеизвестно, что конкурсы, проводимые под эгидой УЕФА или того же МОК, — наименее прозрачны и, пожалуй, наиболее субъективны. И на то есть свои уважительные причины. И все же, наверное, ни одно жюри в мире, принимающее, выражаясь корректно, неочевидные решения, не может рассчитывать на то, что такое решение будет воспринято молча и без возражений. Особенно — если оно затрагивает интересы сотен тысяч, если не миллионов людей. Это мой ответ тем, кто утверждает, что решение исполкома УЕФА не подлежит ни обсуждению, ни пересмотру. Так не бывает. Решение экспертов УЕФА, поставивших Одессу на второе после Киева место среди украинских городов-претендентов, основывалось на данных почти двухлетнего (!) мониторинга с тщательным и регулярным изучением состояния дел на местах. А на чем основывалось решение, принятое никуда не выезжавшими и ничего не видевшими своими глазами членами исполкома, исключившими Одессу из числа не только принимающих, но и резервных городов чемпионата?
— Неужели Вам до сих пор так и не объяснили, почему Одессе предпочли тот же Харьков?
— В Одессе шутят: «Убитых словом добивают молчанием». И действительно, причины, сделавшие бессмысленным двухлетний труд экспертов УЕФА и поменявшие местами лидеров и аутсайдеров этой продолжительной гонки, названы так и не были. Поэтому мы и настаиваем на рассмотрении наших претензий в международном спортивном арбитражном суде в Лозанне. И я не намерен обращать внимания на призывы просто молчать, поскольку-де и городу, и стране будет только хуже. Нам нечего терять — хотя, как опять-таки шутят одесситы, у нас грозятся отнять и это. Честный ответ важен не только для меня, но и для всех одесситов и всех поклонников футбола в Украине.
— Вам так и не ответили, но у Вас наверняка есть своя версия, почему Одессу оставили за скобками чемпионата?
— У нас есть серьезные основания утверждать, что принявшие решение об исключении Одессы члены исполкома УЕФА были введены в заблуждение людьми, которые, хотя и представляли Украину, но руководствовались мотивами, очень далекими и от интересов собственной страны, и от интересов футбола. Это они, а не мэр Одессы или мэр Днепропетровска, позорят Украину, подрывают ее авторитет и укореняют коррупцию в спортивных — и не только — структурах. Более подробно об этом я готов заявить в ходе рассмотрения дела в международном спортивном арбитражном суде в Лозанне.
Но независимо от того, удастся нам восстановить справедливость или нет, мы будем продолжать подготовку к чемпионату. Независимо ни от чего, мы останемся крупнейшим туристическим и спортивным центром страны с динамично развивающейся инфраструктурой туризма и отдыха. И мы уверены в том, что в период проведения чемпионата, в каких бы городах в конечном итоге ни проводились его матчи, Одессу посетят десятки тысяч футбольных болельщиков со всей Европы.
— Вы знаете, когда в Лозанне рассмотрят ваше дело?
— Думаю, еще придется столкнуться с массой препятствий. Мы обратились к Мишелю Платини и предложили ему рассмотреть этот вопрос в Лозанне по обоюдному согласию. Мы готовы предоставить всю необходимую информацию и принять самого Мишеля Платини в Одессе, чтобы получить второй шанс.
— Скажите, а вообще бывали прецеденты, когда города получали второй шанс?
— Да. Такое уже было в Португалии.
— Эдуард Иосифович, а Вы пытались задать Ваши вопросы лично Платини?
— В общей сложности я уже отправил ему три письма. В последнем и было предложение рассудить наш спор в Лозанне. Но ни одного ответа от него я не получил. В штаб-квартире УЕФА это мотивируют тем, что Президент постоянно находится в разъездах. Зато мы получили отклики от десятков городов-побратимов, городов-партнеров. В немецком Регенсбурге, например, в одной из местных газет вышла статья под заголовком «Евро-2012 — злая игра с Одессой».
Кстати, ряд наших городов-побратимов, с которыми мы дружим много лет, и которые в свое время поддержали включение нашего города в список принимающих (предыдущая городская администрация опоздала с подачей соответствующей заявки), тоже собирается обратиться в УЕФА за разъяснениями о причинах отказа Одессе. Как в неофициальной беседе мне сказал один из послов, он бывал во всех украинских городах-претендентах, и по сравнению с Одессой, там — за исключением Киева — аэропортов нет вообще. Вот скажите, какой город может похвастаться тем, что из аэропорта в центр можно доехать за 10 минут? Кроме того, уже 37 наших отелей заключили договора на размещение туристов, которые приедут на Евро. Понимаете, это значит, что все эти туристические фирмы хотели везти людей в Одессу.
— Что же будет дальше?
— Будем бороться. Стадион у нас строится, он готов на 20%. Аэропорт будет реконструирован. По всему остальному к нам претензий нет. Что очень важно, Одесса — это единственный из городов, претендующих на право принимать матчи Евро-2012, который не просил ни копейки на стадион или аэропорт. Фактически, мы просили выполнить лишь то, что правительство должно было выполнить без всякого чемпионата, а именно собственную кабминовскую Программу развития Одессы на 2005 — 2015 годы.
— Антиодесские настроения, насколько я слышала, возникли после разговоров, что Одесса неуправляема, Одесса не готовится к чемпионату так, как хочет Федерация футбола Украины.
— А почему они там в ФФУ решили, что Одесса должна быть для них управляемой? Мы не участвовали в закулисных играх, мы честно готовились к чемпионату. А если кто-то рассчитывал, что за перспективу принять матчи Евро-2012 Одесса расплатится своим будущим — отдаст аэропорт или еще что-либо в том же роде — то это проблема нескольких жадных и ограниченных людей. Для Одессы это в любом случае не последний шанс.
Источник — «Известия в Украине».
12.06.2009 | Экономика
Одесский «Имэксбанк» планирует снова нарастить уставный фонд
12.06.2009 | Общество
12.06.2009 | Экономика
Мнение: цены на недвижимость в Одессе осенью могут упасть вдвое
12.06.2009 | Погода
В Одессе — штормовое предупреждение: МЧС просит два дня не купаться в море
12.06.2009 | Политика
Представитель Президента в парламенте: учения «Си Бриз — 2009» на юге Украины сорваны
12.06.2009 | Криминал