03.11.2021 | Это любопытно

Дайверы нашли в индонезийской реке следы «Золотого острова»

Остатки давно потерянного «Золотого острова», вероятно, были найдены на дне реки Муси недалеко от Палембанга в Индонезии, сообщает Live science.

Фото: Live Science

Фото: Live Science

Легенды описывают остров как обиталище змей-людоедов, извергающих огонь вулканов и говорящих на хинди попугаев, пишет «Зеркало недели».

Дайверы, которые изучили илистое дно реки, нашли сотни статуэток, храмовых колоколов, инструментов, монет, зеркал и керамики. Найдены были золотые эфесы мечей и золотые кольца с рубинами, резные и винные кувшины, а также флейты в форме павлинов.

Эти находки свидетельствуют о том, что ученым удалось найти потерянный город Шривиджая – порт, который располагался на торговом пути между западом и востоком. Город, которым правил король, контролировал Малаккский пролив между 600 и 1025 годами, когда он проиграл во время войны с индийской династией Чола. С тех пор влияние Шривиджая уменьшилось, хотя, по словам историков, торговля там продолжалась еще два столетия. Последний принц Шривиджаи, Парамешвара, попытался восстановить контроль над торговлей в регионе в 1390-х годах, но потерпел сокрушительное поражение от войск близлежащего королевства Ява; впоследствии Шривиджая и его окрестности стали убежищем для китайских пиратов.

На данный момент следов Шривиджая фактически не осталось, за исключением артефактов, которые дайверы нашли на дне реки. Никаких официальных исследований на дне реки или на ее берегах никогда не проводилось. Это означает, что даже когда артефакты всплывают на поверхность, обозначая местоположение древнего города, никаких данных о том, какой была повседневная жизнь в городе, нет.

«Мы начинаем с нуля. Это как войти в крыло музея, которое оказалось пустым. Мы не знаем, какую одежду носили жители Шривиджая, каковы были их вкусы, какую керамику они предпочитали, ничего. Мы ничего не знаем о них, в жизни или после смерти», - заявил археолог Шон Кингсли.

Предыдущие археологические раскопки в окрестностях Палембанга позволили найти только намеки на то, что здесь когда-то располагался важный порт: кирпичные храмы и несколько надписей. Большая часть информации о затерянном городе поступает из записей иностранцев, которые писали о посещении Шривиджаи. Описанный ими мир был чем-то средним между «Властелином колец» и «Фантастическими тварями». Они писали о вулканах, извергающих дым и огонь, змеях-людоедах, попугаях, имитировавших хинди, греческий и арабский языки, а также хорошо вооруженных моряках, готовых атаковать любое судно, которое попытается пройти мимо, не войдя в Шривиджаю.

Согласно отчету 2006 года, сделанному французским археологом Пьером-Ивом Мангеном, в Х веке правители Шривиджаи платили за построение буддистских храмов в Индии и Китае. Это намекает на богатство острова, как собственное, так и приобретенное за счет торговли. Исследования 2019 года показали, что город поставлял слоновую кость, хрустальные статуи, духи, жемчуг и рог носорога. Археологические данные свидетельствуют о том, что здесь росли сандал и камфора. А еще Шривиджая владела месторождением золота.

Как же такая могущественная культура могла исчезнуть без следа? По мнению ученых, Шривиджая состояла в основном из деревянных построек, стоявших на берегу реки. Такой стиль архитектуры до сих пор распространен в странах Юго-восточной Азии. Вероятно, что большинство построек города сгнили за несколько поколений, оставив только столбы и пни.

Возможно также, что точку в существовании города поставило какое-то событие, связанное с вулканической активностью Суматры.

Первые признаки того, что река Муси может хранить в себе следы Шривиджаи, появились в 2011 году. Тогда рабочие начали забирать из реки песок для крупных строительных проектов. В песке появились драгоценные объекты, после чего строители превратились в ныряльщиков, которые исследовали дно реки с помощью железных прутьев. Такой метод часто приводит к повреждению хрупких артефактов, таких как фарфор. По состоянию на 2012 год археологи обнаружили бронзовые статуи Будды, стеклянные бусины, штампы, которые использовали для печати по глине, и весы, которыми пользовались торговцы.

Между 2011 и 2015 годами на рынке антиквариата Джакарты появилось огромное количество артефактов, которые были связаны с городом. Продажа отдельных артефактов лишает их контекста и затрудняет изучение.

«Зеркало недели».

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки