13.10.2021 | Культура
«Со мной станцует танго венский стул»: в Одесской музкомедии – премьера мюзикла «12 стульев»
В Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М. Водяного представили премьеру «мистического трагифарса» – мюзикла «12 стульев», передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса».
Лед тронулся, господа присяжные заседатели! На сцену одесского театра вышел Остап Бендер!
Книги наших земляков – Ильи Ильфа и Евгения Петрова – по количеству экранизаций и инсценировок уступают, пожалуй, только пьесам Шекспира. Поэтому не удивительно, что одесские театры замахнулись на Остапа нашего Бендера. Удивительно, что в нашем городе ранее не обращались к «12-ти стульев» и «Золотому теленку». Первым свой ход сделал Одесский академический театр музыкальной комедии им. М. Водяного.
Жанр мюзикла «12 стульев» режиссер-постановщик спектакля – главный режиссер театра Владимир Подгородинский определил как мистический трагифарс.
«Трагедия – потому что герой погибает. Фарс – это легкий спектакль, с комедийными постановочными эффектами. Мистический – потому что у нас на сцене танцуют и поют люди-стулья, люди-шахматы, люди-архив, появляется призрак тещи Ипполита Матвеевича мадам Петуховой, есть его наваждения», – объясняет постановщик.
На мой взгляд, он несколько лукавит. Легким этот спектакль можно назвать только по стилистическому решению, но отнюдь не по смысловой нагрузке. Впрочем, об этом судить зрителям.
Думается, нет человека, который не читал бы этот великий роман, или не смотрел бы одну из экранизаций, или… в общем, не знал бы сюжет. Поэтому пересказывать его не буду.
Тем более, что либретто мюзикла В. Подгородинский написал не просто «близко к тексту». Изрядно сократив текст, чтобы адаптировать многостраничное произведение к двухчасовому театральному формату, он сохранил основные моменты и главных героев Ильфа и Петрова, передал дух романа.
Художник-постановщик Станислав Зайцев обещал лаконичную сценографию. И не обманул. Всех декораций на сцене – две «стены» в боковых кулисах. На одной – окно с дверью, на второй – только окно. Все остальные необходимые по ходу действия декорации выезжают из-за кулис на выдвижных планшетах.
Отсутствие декораций на сцене не сковывает свободу движения солистам, балету и артистам хора. Да-да, хор в Одесской музкомедии не статичен, его артисты танцуют, и порой их трудно отличить от балета. В этом же спектакле они лихо исполняют даже весьма непривычные «роли» – от архивных стеллажей до шахматных фигур.
На заднике сцены установлен экран, на котором зрителю показывают «живые комиксы», иллюстрирующие происходящее. Там вальсируют стулья, кресла, табуретки, фехтуют шахматные фигуры, бьются о каспийский берег серые штормовые волны.
Да и сам спектакль построен по типу комиксов. Каждая сцена – вполне самостоятельный скетч, законченная история того или иного персонажа, объединенные единой сюжетной линией и отношениями с главными героями – Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым.
Перед зрителем проходит не просто череда образов, выписанных с ювелирной точностью и виртуозно сыгранных, это цепочка не исполнившихся ожиданий, не сбывшихся надежд.
Хапуга архивариус Коробейников (Сергей Богаченко), нарвавшийся на еще большего жулика, чем он сам.
Мечтающий о литературной славе Ляпис-Трубецкой, на поверку оказывающийся бездарью и графоманом (автор стихов к спектаклю Александр Вратарев позволил себе написать за Ляписа-Трубецкого, ну, и за Ильфа и Петрова, конечно, поэму о том, как Гаврила охотился на козу в горах Кавказа. А Владислав Кутуев (Ляпис) и Екатерина Мысь (юная поклонница поэта) прочитали-проиллюстрировали это «произведение» так, что оно органично вплелось в ткань классического произведения).
«Знойная женщина, мечта поэта» мадам Грицацуева (Наталья Кущенко) грезит о муже, а получает в этом качестве Остапа Бендера, сбегающего от нее в день свадьбы.
Елена Станиславовна (Тамара Тищенко) – дама, чей век (и социальный, и женский) прошел, и ей только и остается, что вспоминать былые дни и старого возлюбленного Кису Воробьянинова. Она мечтает вернуть прошлое, а становится жертвой двух мошенников.
Элочка-Людоедка (Наталья Ткачук) мечтает о платье, как у миллионерши Вандербильд, но получает только мех, крашенный под выхухоль, и чайное ситечко…
Фактически постановщики представляют зрителю галерею образов людей, не нашедших себя в новой жизни, не вписавшихся в нее, как Елена Станиславовна, или пытающихся любыми способами урвать свое, пользуясь смутными временами, как Коробейников или голубой воришка Альхен.
Еще один искатель бриллиантов мадам Петуховой – отец Федор в исполнении Владимира Кондратьева в начале спектакля – фигура остро сатирическая. В конце же, осознав, что гонялся за пустой мечтой и променял на жажду денег свою душу, поднимается до высокого трагизма.
Киса Воробьянинов Андрея Мирошниченко – фигура гротескная, даже шаржированная. Фанфарон, забывший, что он уже не предводитель дворянства, готовый на любую подлость ради денег, которые позволят ему безбедно жить в Париже. И идущий на убийство, чтобы не делиться со своим «концессионером» – Остапом Бендером.
Остап Бендер Дениса Фалюты – фигура страшная. Этакий волк если не в овечьей, то в человечьей шкуре.
– Он аферист, бандит, вор, преступник. Но очень обаятельный. Все, что я могу о нем сказать. Это абсолютно негативный персонаж, порождение той эпохи, эпохи полнейшего разброда, уничтожения интеллигенции, аристократии, когда наверх выплыло стремление урвать, обогатиться на пустом месте. Тогда это было возможно: кто был ничем, тот станет всем. Вот Остап – порождение того бурного и хаосного времени, – считает актер.
– Сейчас этот образ актуален?
– Да, мне кажется, такие персонажи всегда есть. Просто тогда им было проще, сейчас сложнее. Мошенники всегда есть.
– Не страшно было браться за роль после того, как мы видели в ней таких актеров как Сергей Юрский и Андрей Миронов?
– Нет, театр абсолютно отличается от кино, поэтому тут даже сравнивать нельзя…
Нельзя не отметить и воспитанников деткой студии «Театральная продленка» при театре Музкомедии, которые лихо изображали беспризорников.
Спектакль проиллюстрирован яркой запоминающейся музыкой Александра Злотника. Не сомневаюсь, что пришедшие на него зрители получат истинное удовольствие.
А значит… Заседание продолжается!
Инна КАЦ.
Фото предоставлены театром.