30.03.2009 | Культура

«Мур-а-мур»: одесситы увидят дам с собачками от Эдуарда Пороника

В одесском выставочном зале «Унион» (Троицкая, 43) открылась персональная экспозиция Эдуарда Пороника с кокетливым названием «Мур-а-мур». Выставка будет работать в течение месяца.

Сам художник несколько расслабленно и небрежно объясняет: «Накопились дамочки с собачками, кошечками, вот и пришло на ум, по аналогии с «тет-а-тет»… На самом деле все это достаточно просто делается». Что ж, Эдуард имеет право так говорить о своем творчестве. Это его мир, в который можно уйти от проблем реальной жизни, отдохнуть, расслабиться…

А вот всем остальным подобает отзываться об увиденном без авторской небрежности. Живопись и графика (точнее, жекле, но об этой технике чуть ниже мы расскажем подробнее), представленные на вернисаже, требуют уважительного отношения к себе. Автору, конечно, виднее, легко возникают его произведения, или с усилием, в любом случае он шел к таким результатам всю жизнь. Зритель никакого напряжения не ощущает. Кажется и впрямь, будто все эти очаровательные дамы, пажи, средневековые менестрели возникли сами по себе. Из дымки веков…

Полтора года назад в том же зале Эдуард Пороник проводил свою «персоналку», названную «Сфумато». Происходящее от итальянского fumo (дым), это название определяет смягчение очертаний, воспроизводящее эффект дымки, воздушной перспективы, особый характер мягкого перетекания тонов. Затушеванный, исчезающий, как дым, авторский почерк художника определяет и палитру. У Пороника нет мрачных цветовых пятен. Его картины до того светлы, что с трудом поддаются фотовоспроизведению.

Некоторые картины с прошлой выставки можно и сегодня увидеть в зале «Унион». Присмотревшись повнимательнее, видишь — вот авторское повторение знакомой работы. Сделано оно, чтобы не беспокоить коллекционеров, в чьих собраниях уже осела картина, образ которой необходим для общей стройности экспозиции.

А вот россыпь черно-белой графики в авторских небольших, притом изысканных паспарту («Элементарно делается — тут прорезал, там под углом надрезал, для объема еще картона подложил», — комментирует Эдуард). Но это не совсем графика, по характеру штриха работы отличимы и от карандашного рисунка, и от гравюры. Нечто особое, дымчато-мягкое. Здесь в помощь художнику, владеющему всеми приемами ремесла, пришли современные технологии.

Техника жекле предполагает точное воспроизведение живописи механистическим способом (фото, литография, цифровая печать) на холсте. Впоследствии отпечаток доводится до ума художником вручную. Получается не просто качественная репродукция, а полноценная авторская работа в смешанной технике. Даже копией не назовешь…

Мария ГУДЫМА.

Ознакомиться с работами Эдуарда Пороника можно в художественной Интернет-галерее на нашем сайте.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки