12.11.2019 | Культура
Как стать горгоной. В Одесском украинском театре поставили пьесу Дона Нигро
В Одесском академическом музыкально-драматическом театре им. В. Василько состоялась премьера спектакля «Горгоны» по пьесе Дона Нигро, передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса».
Дон Нигро – драматург-мистификатор, один из самых популярных и плодовитых современных авторов. По количеству написанных пьес его зачастую сравнивают с Лопе де Вегой. И постановка его произведения в театре – это всегда событие. Тонкий юмор, острые диалоги, неожиданные повороты сюжета – это то, что ждет – и получает – зритель от пьес Дона Нигро.
О чем пьеса «Горгоны»? Эта пьеса – на стыке черной комедии и психологического триллера. Две престарелые кинодивы, две заклятые подруги, две соперницы на съемочной площадке и в постелях любовников, чья слава давно прошла, – Рут и Милдред.
Милдред от безысходности играет в заштатном театрике и уверяет, что театр – это искусство, в отличие от кино. Рут промотала на скачках наследство от своего последнего – покойного – мужа и мечется в поисках денег. Их последний шанс заявить о себе в полный голос – сняться в фильме ужасов «Горгоны», действие которого происходит в мрачном замке, где живут ненавидящие друг друга сестры, бывшие звезды мюзик-холла.
Актрисы ненавидят друг друга, но и не могут друг без друга – других достойных партнерш для них нет. Уйди одна – и проект провалится, и прощайте все надежды. Вот и приходится им мириться с присутствием друг друга на съемочной площадке. «Мы не можем вместе, мы слишком похожи», – говорит Милдред.
Все общение Рути и Мили – это череда пикировок, сродни поединку на шпагах или рапирах. Каждый выпад зол и остроумен, каждый укол попадает в цель, больно ранит и вызывает поток… нет, не крови, откровенности. Но приоткрывают душу друг другу подруги-соперницы ненадолго. Как только одна из них чувствует, что вторая дала слабину, тут же следует новый выпад.
Но вот, фильм снят, выдвинут на «Оскар». Кто из них получит заветную статуэтку? Обе жаждут славы. Рут оказалась коварней и искушенней в интригах. Милдред – мстительней. И то, и другое губительно для рассудка. И вообще – губительно.
Диалоги и реплики в пьесе настолько метки и остроумны, что, экранизируй ее кто-то, текст тут же растащили бы на цитаты и мемы.
«Играть в театре – все равно, что спать с трупом». «Подруги нужны для того чтобы их использовать». «Мама сказала мне: в театре играют или шлюхи, или сексуальные маньяки. И она была недалека от истины». «Никогда не смотри в зеркало – таков мой девиз. Ты не знаешь, кто смотрит на тебя из него. Поэтому я не хочу просматривать только что отснятые материалы, поэтому так люблю театр. Вся прелесть театра в том, что ты не видишь себя».
Да, хорошая литературная основа очень важна в театре, но мы знаем, как легко ее испортить «режиссерскими концепциями» сомнительной новизны и оригинальности или актерской игрой «в пол ноги».
К счастью, это не наш случай. Режиссер Роман Федосеев бережно отнесся к тексту драматурга и его замыслу. Зритель смеется там, где должно быть смешно, и потрясенно замирает там, где по-настоящему страшно.
Милдред (Ирина Охотниченко) и Рут (Диана Малая) – вот кто настоящие горгоны. И пусть на головах у них нет шевелящихся змей, и взглянувшие на них не каменеют, да и выглядят дамы вполне благообразно, но они давно превратили в камень свои сердца, чувства, отношения. От таких лучше держаться подальше. Не зря дочь Рут переходит на другую сторону улицы, когда видит ее, и не пускает к матери своих детей.
Обе актрисы великолепно справились со своими ролями. Красивые женщины, они не боятся на сцене быть смешными и даже уродливыми. А ведь это очень важно, когда актриса не пытается «улучшить» свой персонаж, чтобы не показаться смешной.
Почему Рут и Милдред такие? Что их превратило в горгон? «Все начинается в детстве» – это первая, «закадровая» фраза, которую слышат зрители. Все начинается в детстве. Лицемерие, неумение любить, общаться – это оттуда.
Вульгарная хамка Милдред выросла в разорившейся семье аристократов Новой Англии. К моменту ее рождения у семейства от былого богатства и положения не осталось ничего, кроме чопорности. Девочка сошла бы с ума в этой обстановке, но «протестанты не сходят с ума». Когда она – из духа противоречия – сказала, что хочет быть актрисой, ее выгнали из дома.
Родители утонченной, аристократически изысканной Рут – ирландские эмигранты. В семье было столько детей, что Рут не могла запомнить имена всех. На нее, младшую, никто не обращал внимания, пока у девочки не начали округляться формы. Тогда она заметила, что старшие братья подглядывают, когда она переодевается, и поняла, что может быть кому-то интересна. Рут сбежала из дома и прошла путь от продавщицы до кинозвезды.
Режиссер вводит в спектакль кукол (Мальвина Хачатрян и Татьяна Паршакова-Саковская). Это – олицетворение альтер-эго героинь, их бездушия и лицемерия. Куклы произносят за героинь часть реплик. Звучит это жутковато, даже кажется, что со сцены потянуло сквозняком. Как раз в духе Дона Нигро.
Прекрасно справилась со своей задачей художник-постановщик Алина Гайваронская. На сцене – лестница, заканчивающаяся помостом. Это – и задник сцены, и съемочная площадка, где происходят съемки фильма, и сцена, на которой вручают «Оскара». Под лестницей в начале пьесы – гримерная Милдред. Слева от нее расположился оркестр театра под руководством Игоря Знатокова.
Спектакль тщательно продуман и поставлен. Здесь все имеет свой смысл и играет на общую идею. Нет ни одной лишней мизансцены, ни одного ни к месту сделанного жеста. И потому аплодисменты, которыми наградили актеров и постановщиков зрители – вполне заслуженные.
Инна Кац.
Фото Ивана Страхова и Александры Степовой.
12.11.2019 | Криминал