02.09.2019 | Культура
В Одесской опере поставили «Лоэнгрина» Вагнера
V Фестиваль искусств «Бархатный сезон в Одесской опере» открылся премьерой оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Дирижером-постановщиком выступил заслуженный артист Украины Игорь Шаврук, режиссером – Павел Кошка.
Это – не первое обращение театра к музыке Вагнера. В декабре 2012 года состоялась премьера концерта «Вселенная Вагнера», а в сентябре 2017-го – оперы «Тангейзер» в концертном исполнении.
Нынешний спектакль поставлен в популярном нынче формате semi-stage – без декораций, но с выстроенными мизансценами, костюмами и видеоинсталляциями на шести экранах, установленных на заднике.
«Лоэнгрин» – это такая смесь шекспировского «Макбета» и «Диких лебедей» Андерсена. Действие происходит в начале Х века в Брабанте. Красивая, но злая, да еще и наделенная магическими способностями Ортруда превращает юного Готфрида, сына покойного герцога Брабанта в лебедя, а его сестру – прекрасную и невинную Эльзу обвиняет в убийстве брата.
Под влиянием коварной опекун принца и принцессы и по совместительству ее жених граф Фридрих фон Тельрамунд разрывает помолвку с Эльзой, женится на Ортруде и обращается к королю германскому Генриху Птицелову с просьбой покарать братоубивицу, а его самого поставить правителем Брабанта. Генрих предлагает решить, виновна ли девица, в честном поединке.
За честь и жизнь Эльзы вызывается биться прекрасный рыцарь, прибывший на лебеде. В честном бою он побеждает Тельрамунд и делает девушке предложение, но с одним условием: она не должна спрашивать его имя и откуда он родом. Эльза соглашается. Но после свадьбы, подначиваемая Ортрудой и ее мужем, задает рыцарю запретный вопрос. Тот вступает в поединок с Фридрихом и убивает его. А затем в присутствии Генриха Птицелова раскрывает свое имя.
Он – Лоэнгрин, сын Парсифаля, рыцарь Грааля, посланный на землю, чтобы защищать невинных. Если бы Эльза подождала хоть год, она бы узнала имя мужа, к ней вернулся бы брат и вообще, было бы ей счастье. А так Лоэнгрин вынужден уйти. Он удаляется, а Ортруда, уверенная в своей победе, признается в том, что она заварила кашу. Но тут приплывает лебедь и обращается Готфридом, принцем брабанским, а Эльза умирает на руках у брата. Вот так любопытство кошку сгубило. А могли бы жить долго и счастливо и умереть в один день…
В одном из интервью П. Кошка сказал, что для него это – история о доверии, о неспособности человека поверить в чудо. Ведь доверься немного Эльза Лоэнгрину, поверь, что он посланник высших сил, – все могло бы закончиться удачно.
Он же рассказал, что театр подумывает о полномасштабной постановке одной из опер Вагнера. Но для этого хочет проверить, примут ли зрители музыку этого композитора. Куда, казалось бы, еще проверять? Ведь и «Вселенная Вагнера», и «Тангейзер» шли при полных залах. Но, видно, администрации театра мало было семь раз отмерить. Решили еще один – для надежности. И смысл в этом есть: постановка Вагнера – дело многотрудное и дорогостоящее.
Музыка Вагнера – вызов для любого театра, материал очень сложный как для музыкантов, так и для хора, вокалистов. И подготовка к премьере началась еще в прошлом театральном сезоне.
Нужно отметить, что за семь лет, что театр шел к практически полноценной постановке оперы этого композитора, исполнительское мастерство всех участников спектакля значительно возросло. Не будем говорить об оркестре и хоре – стараниями бывшего главного дирижера Александру Самоилэ и светлой памяти главного хормейстера театра Леонида Бутенко они выведены на международный уровень.
Традиционно хороши были и солисты – Наталья Павленко (Эльза), которая принимает участие в вагнеровском проекте с первого концерта, Александр Шульц (Лоэнгрин), Василий Навротский (Генрих Птицелов), Татьяна Спаская (Ортруда), Богдан Панченко (гарольд). Прекрасно вписался в этот ансамбль солист Днепропетровского академического театра оперы и балета Александр Форкушак (Тельрамунд).
Если при концертном исполнении единственное средство выражения, помогающее артисту раскрыть образ персонажа, – это его голос, то при semi-stage на эту задачу работают и костюмы, и мизансцены, и видеоинсталляции. Все эти способы выражения, по мнению П. Кошки, рассчитаны на тонко чувствующего зрителя.
Так, по замыслу режиссера, центральный персонаж оперы – не заглавный герой, а «леди Макбет брабантского уезда», раздираемая страстями власти и мести Ортруда. Потому она все время находится на сцене, мимикой и движениями выражая отношение к происходящему. Да и костюм ее много говорит о характере персонажа. Роскошное платье Ортруды сзади украшено узором в виде человеческого скелета. Вот только позвоночник не заканчивается поясницей, а продлен до самого подола, превращаясь в хвост. Тем самым художник по костюмам Сергей Васильев как бы намекает на не совсем человеческое происхождение Ортруды.
Мрачный, мистический, я бы сказала готический сюжет оперы как нельзя больше подходит П. Кошке, наиболее интересно проявляющему себя в постановках в стиле нуар. Три часа чистого действия спектакля («Лоэнгрин» идет в трех актах с двумя антрактами – почти 4 часа) пролетают незаметно. И мелкие огрехи – а как же без них? – не портят общего впечатления.
Спектакль войдет в репертуар театра. Следующее представление состоится 21 сентября. Не пропустите!
Инна Кац.
Фото Юрия Литвиненко, предоставлены Одесским национальным театром оперы и балета.