24.06.2019 | Культура
Двое в одной песочнице: в Одесском театре кукол поставили «взрослую» пьесу
В Одесском академическом театре кукол прошел предпремьерный показ нового спектакля вечернего репертуара «Песочница» по пьесе польского драматурга Михала Вальчака.
Пьеса поставлена по инициативе молодых актеров, выпускников Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Юлии Яблецкой и Романа Гусева.
– Когда-то давно, еще в Севастополе, откуда он родом, Роман мечтал поставить эту пьесу… Мы принесли ее директору театра – Иосифу Михайловичу Мерковичу. Он прочитал пьесу и дал нам добро на постановку и на поиск режиссера не только в Украине, – рассказывает Юлия.
Роман решил предложить пьесу своему соученику по академии Георгию Гамкрелидзе. Георгий – кавалер Ордена чести. Он с красным дипломом окончил режиссерский факультет Тбилисского театрального университета им. Шота Руставели и сейчас оканчивает Санкт-Петербургский вуз. Молодой режиссер прочел пьесу за несколько часов и тут же дал согласие на ее постановку. Он же нашел художника-постановщика – Александра Зверздина. Эскизы были готовы за неделю.
– И мы начали судорожно состыковывать даты, чтобы Георгий мог приехать – у него 28 июня защита диплома. Спектакль мы подготовили всего за 12 репетиций, – продолжает Юлия.
На сцене – неухоженный двор, в котором всего-то и есть, что песочница. Последняя песочница в округе, все остальные убрали. В песочнице играют девочка и мальчик – Милка и Протас. Вернее, играет Протас, Тасик. В свои мальчишеские жестокие игры. Бэтмен в его играх, в отличие от своего киношного тезки, – не борец со злом и защитник людей, а жестокое чудовище, крушащее всех и вся. Он взрывает машины, убивает людей.
И тут появляется Милка – девочка с куклой. Ей негде играть – ее семья готовится переезжать, из квартиры выносят мебель, и взрослым не до Милки. И девочка просится в песочницу, к Тасику.
Пустит ли он ее в свою песочницу – свою жизнь? Как близко позволит подойти? Позволит ли перейти границу – линию в песочнице, которой он определяет свою и Милкину стороны? Как изменятся его игры?
Пьеса польского драматурга – очень вариативная, позволяет создателям спектакля говорить на любые волнующие их темы. Спектакль и получился многослойным, было бы желание у зрителя приникать вглубь замысла режиссера.
Тут и тема взросления, первой – еще детской – любви, первой ревности (Милка периодически уходит в песочницу «вот за тем домом», где играет мальчик с красивым именем Кароль), первого расставания. Тут и тема преодоления жестокости любовью (Протас, в начале пьесы с наслаждением «убивающий» свои игрушки, в конце мечтает найти «супермагачародея», который починит Милкину куклу). Тут и отношения между мужчиной и женщиной. Недаром Тасик на сцене – в красных мальчуковых носках и вполне взрослом костюме, а Милка примеряет изящную туфельку на высоком каблуке. Так что, иногда теряешься: персонажи пьесы – дети, или взрослые, играющие в детей?
– Отношения между людьми – это на поверхности, это то, что есть в пьесе. То, о чем мы живем там – это немного другое. Конечно, мы – такие же люди, такие же дети. И каждый из нас до сих пор ребенок – и даже в 80 лет такой же ребенок. А мы говорим о том, что у нас, детей 1990-х, детство было не такое уж и гладкое. Много проблем, которые затронуты в спектакле, есть и в нашей жизни. Например, мой отец был замполитом на корабле. В 1990-м году не стало такой профессии. Естественно, ему было не до меня. Он мог себя, как угодно, развлекать, пить. Об этом я тоже говорю в спектакле.
У нас на сцене открывается дверь, и на стене видны какие-то надписи, граффити. Точно такие, как по всей Одессе. Георгий говорит: я въезжаю в Одессу на автобусе. И первое, что я вижу – эти надписи. Мат, наркотики. Они начались тогда.
Есть в спектакле персонаж, отсутствующий в пьесе – крокодил Гена, который то с газетой, то с автоматом в руках (лапах?) наблюдает за Протасом и Милкой.
– Крокодил Гена для каждого зрителя означает что-то свое. Мы с Георгием очень много говорили на тему Грузии, Украины, России. То, как трактует этого персонажа режиссер – есть что-то, кто-то, что мешает нам жить, играть в нашей песочнице, создает все эти границы, линии. Мальчик рисует линию, которая проходит через песочницу, и говорит: за линию не заходить. И тут же на этой линии становится крокодил Гена. В советских мультиках это был добрый персонаж. Но сейчас все это так деформировано. Теперь он некий агрессор. Это нечто, что мешает нам, нечто извне, что создает огромную преграду, кто решает, я буду здесь играть, или нет… И для меня линия, которую чертит Протас, – это граница между Украиной и Крымом.
Премьера спектакля «Песочница» состоится 5 и 19 июля.
Инна Кац.
Фото Олега Владимирского.