18.02.2019 | Общество
В одесском «Театре на Чайной» поставили драматический бурлеск о бесчеловечности войны
В театральной лаборатории «Театр на Чайной» прошла премьера спектакля «С днем рождения, сынок» по мотивам пьесы испанского драматурга Фернандо Аррабаля «Пикник».
Это – режиссерский дебют актера Владислава Костыки. Жанр постановки он определил как «драматический бурлеск».
Пьеса «Пикник» была написана в 1952 году. В 1960-м – впервые опубликована, а впервые поставлена в Париже в 1959-м. Сценографом спектакля стал друг Аррабаля – легендарный сюрреалист Сальвадор Дали.
Критики относят эту пьесу к жанру театра абсурда. Действительно, что может быть абсурднее, чем солдат Сапо (Никита Шумской), спрашивающий у капитана: «Извините, мой капитан, а когда опять бой?.. А бомбы когда бросать?.. Ну хотя бы куда, назад или вперед?»...
Или его родители, синьоры Тепан (Артем Литовченко и Дарина Стоянова), приезжающие на поле боя, чтобы устроить пикник в честь дня рождения сына. Среди танков и взрывающихся бомб с восторгом вспоминающие о прошлых войнах – конях, красивых мундирах противоборствующих сторон, и прикрывающиеся от бомб зонтиком.
Или генерал, рассказывающий солдатам, что когда неприятели захватывают пленных, «то кладут им в башмаки камешки, чтобы при ходьбе они причиняли им боль».
Впервые эту пьесу «Театр на Чайной» пытался поставить лет шесть назад. Но тогда режиссер уехал, и постановка не состоялась, рассказывает Влад Костыка. Примерно год назад он вспомнил об этой пьесе и стал думать, с кем ее можно сделать. Сначала хотел сыграть одну из ролей, но, поговорив с коллегами-студийцами, решил выступить в роли режиссера.
Влад включил в текст стихи испанских поэтов середины XX века. И отрывок из романа Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!». Кроме того, он перенес действие из окопов в джаз-клуб и перераспределил часть реплик между героями. Еще он ввел персонаж, которого нет в пьесе – Девушку в красном платье. Красивая, сексуальная, она – Смерть.
– Мне показалось, что смерть должна быть такой: эротичной, молодой, красивой и даже доброй. Какой-то очень… положительной, – делится режиссер.
В какой-то момент просмотра спектакля приходит фраза: дети на войне. Да, все они, персонажи – просто дети, играющие в «войнушку» посреди настоящей войны. И растерянные от ужаса и одиночества Сапо и его противник Сепо, которого играет Данил Савченко. (От скуки Сепо делает в окопах тряпочные цветы. «Раньше я посылал их своей невесте. Но однажды она сказала, что заполнила уже оранжерею и погреб тряпочными цветами и, если мне не трудно, не могу ли я посылать что-нибудь другое, потому что она уже не знает, куда девать столько цветов... Сейчас я нашел им хорошее применение: я подношу по цветку каждому погибшему. Так что, уж теперь, сколько бы я их ни сделал, лишних не окажется»). И нелепые родители Сапо.
– Именно так я не думал, но, мне кажется, вы правы. Мне почему-то подумалось: если умирает солдат, о чем он думает в последний момент? Что-то я очень засомневался, что он думает о государстве, о том, за кого он воюет. Мне кажется, что перед тем как на него летит снаряд, он кричит «Мама!». Для меня лично об этом и спектакль…
Вообще, я ставил не о войне. Я ставил о том, что погибшие в любых войнах – это не безликая и безымянная масса. Каждый из них – личность, у каждого есть родители, семьи, они имеют право на жизнь, на собственное мнение…
Недаром Сапо и Сепо у драматурга так похожи. Оба скучают о своих тетушках, делавших для них по субботам взбитые сливки. Оба закрывают глаза, когда стреляют, чтобы не видеть, попали ли в кого-то, и после каждого выстрела читают по убитым молитвы. Только Сапо – «Отче наш», а Сепо – «Аве Марию», она короче. И оба они не понимают, почему и за что должны убивать друг друга.
Влад Костыко со своей стороны подчеркивает эту общность героев, повторяя одну из сцен два раза. Но первый раз Сапо берет в плен Сепо, а во второй раз они меняются местами.
Действие пьесы в видении режиссера – предсмертный бред умирающего Сапо. Поэтому все персонажи на сцене – одного возраста. И родители главного героя смотрятся как его ровесники.
– Не хотел брать возрастных артистов на роль синьоров Тепан – на том свете все молодые, – объясняет он.
Режиссерский дебют Влада Костыки я бы оценила на твердую четверку по пятибалльной шкале. Творческая и гражданская позиция постановщика четко обозначена и интересно решена.
Следующий премьерный показ состоится 3 марта.
Инна Кац.
Фото Алины Воронюк.
18.02.2019 | Жилищно-коммунальное хозяйство
Одесский «Инфоксводоканал» предупреждает об отключениях воды