02.10.2018 | Общество

Спектакль для всей семьи: в Одесском ТЮЗе – премьера «Маугли»

В Одесском Театре юного зрителя им. Ю. Олеши прошла премьера спектакля «Маугли» по «Книге джунглей» Редьярда Киплинга, передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса».

По сути, эта книга – сборник рассказов, три из которых посвящены мальчику, воспитанному волками – Лягушонку-Маугли. По просьбе писательницы Мэри Додж писатель выпустил «Вторую книгу джунглей», где этому герою были посвящены уже пять рассказов. В СССР цикл о Маугли издавали отдельной книгой, назвав ее именем героя, что не отражает сути произведения. Ведь джунгли и населяющие их животные – аллегория человеческого общества. Таким образом, с изменением названия книги отходил на второй план ее глубокий философский смысл.

А именно его и попытались донести до зрителя создатели спектакля – режиссер Юрий Чайка, режиссер по пластике Марина Замчевская, композитор Николай Безуглов, художник-постановщик Светлана Родослава.

Что значит быть человеком? Как остаться человеком в ситуации, не располагающей к альтруизму и всепрощению? Эту сложную науку постигает человеческий детеныш, вскормленный волками. Заучив урок медведя Балу – главный закон джунглей («Мы с тобою одной крови», и убивать можно, если голоден, а не для развлечения), Маугли на собственном опыте постигает другие, более сложные уроки.

Он узнает, что есть Стая и стая. Первая – семья, которую нужно защищать и которая придет тебе на помощь в трудную минуту. Вторая – сборище существ, готовых предать при первой же возможности, легко поддающихся на провокации, ценящих только свою шкуру и свою выгоду.

Маугли узнает, что такое преданность и что такое ответственность. Что иногда нужно принять бой, даже если противников больше, и ты знаешь: это будет твоя последняя битва. Что иногда нужно опустить руку и не добить поверженного врага – только так ты можешь остаться человеком. И что нужно уметь вовремя уйти к людям.

Сценографию создатели спектакля доверили выпускнице Одесского театрально-художественного училища С. Родославе. Театры должны почаще доверять молодым специалистам самостоятельные проекты. «Не замыленный» взгляд, отсутствие стереотипов, юношеское воображение и изрядная доля фантазии – и с помощью минимума выразительных средств на сцене созданы джунгли.

Пилоны по четырем углам сцены, свисающие канаты – лианы, обтянутый тканью круг, который становится то барабаном, то луной, то экраном, на котором зрителю показывают теневые сценки. Канаты подтягиваются и опускаются, в зависимости от мизансцены, и превращают сценическое пространство то в джунгли, то в пещеру, в которой охраняет сокровища белая кобра и в которой Маугли нашел «железный коготь» – нож.

Костюмы актеров представляют собой трико, отличающиеся по цвету (серые – у волков, телесный – у Маугли, черный – у Багиры), короткие юбочки, также разных цветов, и пояса из канатов. Шер-Хан также облачен в оранжевый плащ. Для большей узнаваемости все персонажи – в масках. Хотя некоторым актерам, я уверена, для достоверности маски не нужны.

Музыка, написанная Николаем Безугловым специально для этого спектакля, вместе с визуальным оформлением создает необходимый антураж, настроение и прекрасно ложится на замысел режиссера.

Спектакль решен как соединение трех жанров: драмы, пластической драмы и театра теней. М. Замчевская за несколько месяцев сделала практически невозможное. Актеры ТЮЗа, которые еще весной, когда началась работа над спектаклем, и помыслить не могли о том, что способны выделывать такие кульбиты, сегодня легко взбираются по шесту, крутятся на нем, качаются на канатах, прыгают и делают сальто, как заправские акробаты. Иногда создается впечатление, что на сцене – выпускники циркового училища. Не всем еще эти трюки даются одинаково легко, но тюзовцы прекрасно понимают, что работу надо продолжать.

Действие в спектакле развивается динамично, нет затянутых сцен и излишне длинных монологов. В общем, заскучать – никаких шансов.

Нельзя не отметить и актерские работы. Артисты театра создали целую галерею узнаваемых интересных образов. Виктор Раду – Акела, вожак, бесстрашный, решительный и самоотверженный. Багира Ольги Саяпиной – настоящая королева джунглей. Актриса передвигается по сцене с поистине кошачьей грацией. Ее пантера мудра и хитра, отважна, но не безрассудна, горда, но не заносчива, безжалостна с врагами, но предана друзьям.

Балу Сергея Демченко – добродушный увалень, немного тугодум, но в нем чувствуется скрытая опасность. Шер-Хан Александра Чорбы – воплощение безжалостности и жестокости. Он сколь опасен, столь и отвратителен. Неизменный восторг как у маленьких, так и у взрослых зрителей вызывало появление шакала Табаки (Ирина Желяева). Персонаж у актрисы получился абсолютно «мультяшный», очень забавный и симпатичный.

Однозначно можно сказать – спектакль получился. Умный, красивый спектакль для всей семьи.

Инна Кац.

Фото Олега Владимирского.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки