23.07.2018 | Общество

Детская болезнь байронизма в кино: субъективные заметки о IX Одесском международном кинофестивале

Завершился IX Одесский международный кинофестиваль. Уже определена дата проведения следующего, юбилейного ОМКФ – он пройдет с 12 по 20 июля 2019 года.

Кадр из фильма «Хрусталь»

Кадр из фильма «Хрусталь»

Кадр из фильма «Перелетные птицы»

Кадр из фильма «Перелетные птицы»

Кадр из фильма «Поророка»

Кадр из фильма «Поророка»

Ада Роговцева

Ада Роговцева

Кинопоказ на Потемкинской лестнице

Кинопоказ на Потемкинской лестнице

Жаклин Биссет

Жаклин Биссет

Эрик Робертс

Эрик Робертс

Людмила Петровна

Людмила Петровна

Исполнение мечты

Исполнение мечты

А пока – о некоторых итогах и впечатлениях от кинофорума нынешнего. Вообще на Одесских международных кинофестивалях я порой ловлю себя на том, что не могу понять, чем руководствовалось высоколобое профессиональное жюри при выборе фильмов-победителей. В других случаях у меня вызывает недоумение выбор зрителей. Напомню, ОМКФ – зрительский кинофестиваль. И кому вручить гран-при, определяют именно зрители, тайным голосованием.

В этом году я полностью согласна с профессиональным жюри по двум позициям. Первая – приз за лучшую актерскую работу достался Виктору Полстеру, исполнителю главной роли в фильме «Девушка» (Бельгия). Вторая – профессионалы никак не отметили картину белорусского режиссера Дарьи Жук «Хрусталь».

А вот зрители присудили ей первое место, оставив на втором колумбийскую гангстерскую сагу «Перелетные птицы», которую большинство думающих зрителей назвали лучшим фильмом ОМКФ.

За «Хрусталь» голосовала, в основном, молодежь, те, кто не застал разрухи 1990-х (действие в картине происходит в 1997-м), не стоял в очередях за продуктами, те, кто привык свободно ездить за границу. И те, кто не видел фильмов Василия Пичула «Маленькая Вера» и белорусский же «Меня зовут Арлекино» Валерия Рыбарева. По отношению к ним «Хрусталь» настолько вторичен, что некоторые зрители просто покидали зал.

Фильм вторичен интонационно, по общему антуражу и настроению, по тому чувству безысходности, которое возникает после его просмотра. Это, так сказать, «Вера» и «Арлекино» «30 лет спустя». Но, если в конце девяностых такие фильмы были для нас глотком свежего воздуха – наконец-то показывают настоящую жизнь, а не борьбу хорошего с лучшим – то сегодня они уже малоинтересны.

Веля, героиня «Хрусталя» (актриса Алина Насибуллина) даже чем-то похожа на Наталью Негоду в роли Веры: похожая прическа, те же высветленные «в перышки» концы волос, тот же провинциальный шик в одежде. Разве что (примета времени) вместо колготок-«сеточек» у Веры – красные колготки Вели.

Веля – диджей-рейвер, юрист по образованию – мечтает уехать туда, где зародилась рейв-культура, и где ей не будут указывать, как жить – в США. Узнав, что для визы нужно предоставить справку с места работы, где будет указана престижная должность и высокая зарплата, покупает на рынке у сотрудника завода по производству хрусталя пустой бланк предприятия и вписывает в него необходимые данные и выдуманный – случайны набор цифр – рабочий телефон.

А когда оказывается, что из посольства позвонят по указанному номеру и проверят правдивость этих сведений, не придумывает ничего лучше, чем поехать в рабочий поселок в семью, которой принадлежит этот номер, и попроситься «подежурить» несколько дней на телефоне.

Семья, в которую попадает героиня, – клон семьи «маленькой Веры», только образца 1990-х. Мать, потерявший здоровье, изготавливая хрусталь, отец-безработный, который полдня курит на балконе, ночью пьянствует и глушит в местном озере рыбу динамитом, а затем спит до полудня.

Старший сын Степан, недавно вернувшийся из армии, считающий дедовщину нормой, а хорошей жизнью – возможность напиться, подраться и затащить в постель понравившуюся девчонку. Младший – школьник Костик, которого ждет та же судьба, что родителей и старшего брата.

Пребывание Вели в этой семье заканчивается ее изнасилованием, избиением и полным крахом надежд.

И хотя многие говорят о том, что это фильм о свободе, вторичность изобразительного метода для меня лично сводит на нет все потуги режиссера.

Впрочем, почему эта лента так привлекла неискушенного зрителя, вполне понятно. Мрачная обстановка как Минска конца 1990-х, так и умирающего рабочего поселка, показаны мастерски. А мрачность сегодня в тренде.

Есть такая «детско-юношеская болезнь». Некоторым молодым людям кажется, что, чем больше трагизма и мировой скорби написано у них на лице, тем интеллектуальнее и интереснее они кажутся окружающим. Байронизм, короче.

В этом году, кажется, мировой скорбью были пронизаны почти все фильмы, отобранные на ОМКФ. Как на международную конкурсную программу, так и на национальную. Не стали исключением и ленты внеконкурсной программы.

И если украинских кинематографистов – с учетом происходящих в стране событий и относительной молодости нашего национального кинематографа – еще можно понять, то у их коллег из благополучных Европы и Америки откуда такая скорбь?

Герой фильма «Парижское образование» (Франция. Режиссер Жан Поль Сивейрак) по непонятной причине ходит с таким лицом, будто в одночасье перехоронил всех родственников. С героем «Дорогой грома» (США. Джим Каммингс) все время происходит что-то плохое – от развода с женой до увольнения с работы и смерти матери.

Фильм «Поророка» режиссера Константина Попеску (Румыния, Франция) отмечен специальным дипломом жюри «за трагическое величие и глубокий след, что производит история».

«Жаль» Бабиса Макридиса (Греция, Польша) награжден сразу двумя призами профессионального жюри – за лучшую режиссерскую работу и как лучший фильм ОМКФ-2018. По мнению жюри, он переосмысливает «наитемнейшие человеческие желания и стремления». Даже французская криминальная комедия «Освобожденные», которую показали на закрытии кинофорума, оказалась не смешной.

Создалось впечатление, что организаторы решили в этом году окончательно вогнать зрителя в депрессию.

На мой взгляд, лучшим фильмом фестиваля стала внеконкурсная лента Сергея Лозницы «Донбасс». Я бы ее показывала вместо мастер-класса молодым кинематографистам. Хотите снимать драму – снимайте ее так. А Георгий Делиев в роли казачьего атамана «Батяни», «отжимающего» у донецких бизнесменов деньги и имущество «на поддержку народной Новороссийской республики» просто перевернул все мои представления об этом актере.

Самые интересные события ОМКФ-2018 – встречи со звездами. Ранее организаторов упрекали в том, что они не приглашают кинематографистов первой величины. В этом году они расстарались и подарили нам возможность пообщаться с двумя очаровательными женщинами и великолепными актрисами, которых очень бы хотелось увидеть в следующем году в жюри.

Речь идет о гордости украинского кинематографа Аде Роговцевой и великолепной британской актрисе Жаклин Биссет. Обе они получили почетные призы за вклад в развитие киноискусства. Ада Николаевна – на открытии кинофорума, Жаклин Биссет – на закрытии.

«Когда мне было два месяца, родители привезли меня в Одессу. Мы прожили здесь 4 года и я была счастлива – ела гусиные шкварки, была толстая и очень хорошенькая. А потом началась война… Я жила, долго жила, через три дня мне уже 81, и снова война. И снова мы говорим о мальчике, который мне как сын, об Олеге Сенцове. И о тех парнях, которых сегодня так много на войне. О матерях, которые не дождутся своих сыновей, а я знаю за свою долгую жизнь, что такое похоронить сына... Но у нас хватает сил, доброты, душевности, милосердия, чтобы творить, собираться на такие торжественные события, чтобы жить. Как говорил Антон Павлович Чехов: «Они уходят от нас, один ушел совсем, совсем навсегда, мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова. Надо жить... Надо жить...» Нам надо жить. Бороться», – сказала украинская звезда.

«Золотого Дюка» Аде Роговцевой вручал Эрик Робертс со словами: «Актеры всегда пытаются добиться правдоподобия, но не всем это удается. А актриса, которая сейчас поднимется на сцену, во всех своих ролях абсолютно правдоподобна».

Жаклин Биссет в дороге потеряла багаж. Поэтому на встрече с почитателями сидела в темных очках и просила не снимать ее крупным планом – не смогла привести себя в порядок. Но на закрытии появилась во всеоружии. Она поблагодарила фестиваль за награду и сказала: «Я не думала, что Одесса такой красивый и уютный город. Я была бы рада в следующем году тать членом жюри вашего фестиваля».

Французский актер Дени Лаван перед мастер-классом успел погулять по Одессе. Он восхитился Привозом: на фермерских рынках Франции пробовать продукты нельзя, а в Одессе ему предлагали все попробовать – без обязательства что-то купить. А его жена – развалами на «Староконке».

«Не я выбираю фильмы, а фильмы выбирают меня. Кино, которое мне не по вкусу, ко мне не «приходит». Для меня самое главное в выборе картины – это любознательность. Мне должно быть интересно играть роль», – рассказал он поклонникам.

Еще одно интересное событие кинофестиваля нельзя обойти вниманием. Кинопродюсер Анна Паленчук сообщила, что Олег Сенцов, находясь в заключении, принял решение снять полнометражный фильм. Письмо режиссера продюсер зачитала на питчинге ОМКФ. По ее словам, производством займется компания 435 FILMS (Киев), подтверждено выделение суммы в 109 тыс. евро из запланированных 0,5 млн. бюджета. Картина называется «Числа», ее релиз запланирован на май 2019 года.

К сожалению, информация эта была обнародована на почти кулуарном мероприятии, где журналисты бывают редко, а известно об этом стала из поста в Фейсбуке одного из присутствовших на питчинге. К сожалению, ни продюсер, ни организаторы ОМКФ не сделали из этого события.

На мой взгляд, наиболее интересным итогом ОМКФ-2018 стало то, что польский режиссер Дариуш Яблонский осенью начнет снимать в Одессе фильм. Запланированные 30 съемочных дней принесут 1 млн. миллион евро в бюджет города, рассказала на закрытии президент фестиваля Виктория Тигипко.

А главными героями фестиваля, без преувеличения – волшебниками стали замечательные одесские волонтеры из «Корпорации монстров», исполнившие мечту одесситки Людмилы Петровны – ей купили билет на открытие ОМКФ, пожилой, многое испытавшей женщине создали новый образ – красивый и победительный и дали возможность пройти по красной дорожке фестиваля. Но об этом официальные лица почему-то не говорили…

Инна Кац.

Фото с Официального сайта ОМКФ, Официального сайта Одессы и страницы в «Фейсбуке» Катерины Ножевниковой («Корпорация монстров»).

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки