23.07.2018 | Общество
Детская болезнь байронизма в кино: субъективные заметки о IX Одесском международном кинофестивале
Завершился IX Одесский международный кинофестиваль. Уже определена дата проведения следующего, юбилейного ОМКФ – он пройдет с 12 по 20 июля 2019 года.
А пока – о некоторых итогах и впечатлениях от кинофорума нынешнего. Вообще на Одесских международных кинофестивалях я порой ловлю себя на том, что не могу понять, чем руководствовалось высоколобое профессиональное жюри при выборе фильмов-победителей. В других случаях у меня вызывает недоумение выбор зрителей. Напомню, ОМКФ – зрительский кинофестиваль. И кому вручить гран-при, определяют именно зрители, тайным голосованием.
В этом году я полностью согласна с профессиональным жюри по двум позициям. Первая – приз за лучшую актерскую работу достался Виктору Полстеру, исполнителю главной роли в фильме «Девушка» (Бельгия). Вторая – профессионалы никак не отметили картину белорусского режиссера Дарьи Жук «Хрусталь».
А вот зрители присудили ей первое место, оставив на втором колумбийскую гангстерскую сагу «Перелетные птицы», которую большинство думающих зрителей назвали лучшим фильмом ОМКФ.
За «Хрусталь» голосовала, в основном, молодежь, те, кто не застал разрухи 1990-х (действие в картине происходит в 1997-м), не стоял в очередях за продуктами, те, кто привык свободно ездить за границу. И те, кто не видел фильмов Василия Пичула «Маленькая Вера» и белорусский же «Меня зовут Арлекино» Валерия Рыбарева. По отношению к ним «Хрусталь» настолько вторичен, что некоторые зрители просто покидали зал.
Фильм вторичен интонационно, по общему антуражу и настроению, по тому чувству безысходности, которое возникает после его просмотра. Это, так сказать, «Вера» и «Арлекино» «30 лет спустя». Но, если в конце девяностых такие фильмы были для нас глотком свежего воздуха – наконец-то показывают настоящую жизнь, а не борьбу хорошего с лучшим – то сегодня они уже малоинтересны.
Веля, героиня «Хрусталя» (актриса Алина Насибуллина) даже чем-то похожа на Наталью Негоду в роли Веры: похожая прическа, те же высветленные «в перышки» концы волос, тот же провинциальный шик в одежде. Разве что (примета времени) вместо колготок-«сеточек» у Веры – красные колготки Вели.
Веля – диджей-рейвер, юрист по образованию – мечтает уехать туда, где зародилась рейв-культура, и где ей не будут указывать, как жить – в США. Узнав, что для визы нужно предоставить справку с места работы, где будет указана престижная должность и высокая зарплата, покупает на рынке у сотрудника завода по производству хрусталя пустой бланк предприятия и вписывает в него необходимые данные и выдуманный – случайны набор цифр – рабочий телефон.
А когда оказывается, что из посольства позвонят по указанному номеру и проверят правдивость этих сведений, не придумывает ничего лучше, чем поехать в рабочий поселок в семью, которой принадлежит этот номер, и попроситься «подежурить» несколько дней на телефоне.
Семья, в которую попадает героиня, – клон семьи «маленькой Веры», только образца 1990-х. Мать, потерявший здоровье, изготавливая хрусталь, отец-безработный, который полдня курит на балконе, ночью пьянствует и глушит в местном озере рыбу динамитом, а затем спит до полудня.
Старший сын Степан, недавно вернувшийся из армии, считающий дедовщину нормой, а хорошей жизнью – возможность напиться, подраться и затащить в постель понравившуюся девчонку. Младший – школьник Костик, которого ждет та же судьба, что родителей и старшего брата.
Пребывание Вели в этой семье заканчивается ее изнасилованием, избиением и полным крахом надежд.
И хотя многие говорят о том, что это фильм о свободе, вторичность изобразительного метода для меня лично сводит на нет все потуги режиссера.
Впрочем, почему эта лента так привлекла неискушенного зрителя, вполне понятно. Мрачная обстановка как Минска конца 1990-х, так и умирающего рабочего поселка, показаны мастерски. А мрачность сегодня в тренде.
Есть такая «детско-юношеская болезнь». Некоторым молодым людям кажется, что, чем больше трагизма и мировой скорби написано у них на лице, тем интеллектуальнее и интереснее они кажутся окружающим. Байронизм, короче.
В этом году, кажется, мировой скорбью были пронизаны почти все фильмы, отобранные на ОМКФ. Как на международную конкурсную программу, так и на национальную. Не стали исключением и ленты внеконкурсной программы.
И если украинских кинематографистов – с учетом происходящих в стране событий и относительной молодости нашего национального кинематографа – еще можно понять, то у их коллег из благополучных Европы и Америки откуда такая скорбь?
Герой фильма «Парижское образование» (Франция. Режиссер Жан Поль Сивейрак) по непонятной причине ходит с таким лицом, будто в одночасье перехоронил всех родственников. С героем «Дорогой грома» (США. Джим Каммингс) все время происходит что-то плохое – от развода с женой до увольнения с работы и смерти матери.
Фильм «Поророка» режиссера Константина Попеску (Румыния, Франция) отмечен специальным дипломом жюри «за трагическое величие и глубокий след, что производит история».
«Жаль» Бабиса Макридиса (Греция, Польша) награжден сразу двумя призами профессионального жюри – за лучшую режиссерскую работу и как лучший фильм ОМКФ-2018. По мнению жюри, он переосмысливает «наитемнейшие человеческие желания и стремления». Даже французская криминальная комедия «Освобожденные», которую показали на закрытии кинофорума, оказалась не смешной.
Создалось впечатление, что организаторы решили в этом году окончательно вогнать зрителя в депрессию.
На мой взгляд, лучшим фильмом фестиваля стала внеконкурсная лента Сергея Лозницы «Донбасс». Я бы ее показывала вместо мастер-класса молодым кинематографистам. Хотите снимать драму – снимайте ее так. А Георгий Делиев в роли казачьего атамана «Батяни», «отжимающего» у донецких бизнесменов деньги и имущество «на поддержку народной Новороссийской республики» просто перевернул все мои представления об этом актере.
Самые интересные события ОМКФ-2018 – встречи со звездами. Ранее организаторов упрекали в том, что они не приглашают кинематографистов первой величины. В этом году они расстарались и подарили нам возможность пообщаться с двумя очаровательными женщинами и великолепными актрисами, которых очень бы хотелось увидеть в следующем году в жюри.
Речь идет о гордости украинского кинематографа Аде Роговцевой и великолепной британской актрисе Жаклин Биссет. Обе они получили почетные призы за вклад в развитие киноискусства. Ада Николаевна – на открытии кинофорума, Жаклин Биссет – на закрытии.
«Когда мне было два месяца, родители привезли меня в Одессу. Мы прожили здесь 4 года и я была счастлива – ела гусиные шкварки, была толстая и очень хорошенькая. А потом началась война… Я жила, долго жила, через три дня мне уже 81, и снова война. И снова мы говорим о мальчике, который мне как сын, об Олеге Сенцове. И о тех парнях, которых сегодня так много на войне. О матерях, которые не дождутся своих сыновей, а я знаю за свою долгую жизнь, что такое похоронить сына... Но у нас хватает сил, доброты, душевности, милосердия, чтобы творить, собираться на такие торжественные события, чтобы жить. Как говорил Антон Павлович Чехов: «Они уходят от нас, один ушел совсем, совсем навсегда, мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова. Надо жить... Надо жить...» Нам надо жить. Бороться», – сказала украинская звезда.
«Золотого Дюка» Аде Роговцевой вручал Эрик Робертс со словами: «Актеры всегда пытаются добиться правдоподобия, но не всем это удается. А актриса, которая сейчас поднимется на сцену, во всех своих ролях абсолютно правдоподобна».
Жаклин Биссет в дороге потеряла багаж. Поэтому на встрече с почитателями сидела в темных очках и просила не снимать ее крупным планом – не смогла привести себя в порядок. Но на закрытии появилась во всеоружии. Она поблагодарила фестиваль за награду и сказала: «Я не думала, что Одесса такой красивый и уютный город. Я была бы рада в следующем году тать членом жюри вашего фестиваля».
Французский актер Дени Лаван перед мастер-классом успел погулять по Одессе. Он восхитился Привозом: на фермерских рынках Франции пробовать продукты нельзя, а в Одессе ему предлагали все попробовать – без обязательства что-то купить. А его жена – развалами на «Староконке».
«Не я выбираю фильмы, а фильмы выбирают меня. Кино, которое мне не по вкусу, ко мне не «приходит». Для меня самое главное в выборе картины – это любознательность. Мне должно быть интересно играть роль», – рассказал он поклонникам.
Еще одно интересное событие кинофестиваля нельзя обойти вниманием. Кинопродюсер Анна Паленчук сообщила, что Олег Сенцов, находясь в заключении, принял решение снять полнометражный фильм. Письмо режиссера продюсер зачитала на питчинге ОМКФ. По ее словам, производством займется компания 435 FILMS (Киев), подтверждено выделение суммы в 109 тыс. евро из запланированных 0,5 млн. бюджета. Картина называется «Числа», ее релиз запланирован на май 2019 года.
К сожалению, информация эта была обнародована на почти кулуарном мероприятии, где журналисты бывают редко, а известно об этом стала из поста в Фейсбуке одного из присутствовших на питчинге. К сожалению, ни продюсер, ни организаторы ОМКФ не сделали из этого события.
На мой взгляд, наиболее интересным итогом ОМКФ-2018 стало то, что польский режиссер Дариуш Яблонский осенью начнет снимать в Одессе фильм. Запланированные 30 съемочных дней принесут 1 млн. миллион евро в бюджет города, рассказала на закрытии президент фестиваля Виктория Тигипко.
А главными героями фестиваля, без преувеличения – волшебниками стали замечательные одесские волонтеры из «Корпорации монстров», исполнившие мечту одесситки Людмилы Петровны – ей купили билет на открытие ОМКФ, пожилой, многое испытавшей женщине создали новый образ – красивый и победительный и дали возможность пройти по красной дорожке фестиваля. Но об этом официальные лица почему-то не говорили…
Инна Кац.
Фото с
23.07.2018 | Чрезвычайное происшествие
Отравление в одесском детском саду: проводятся исследования (видео)
20.07.2018 | Чрезвычайное происшествие
Авария с автобусом Одесса – Гомель: все жертвы – белорусы (видео)