13.02.2009 | Культура

Одесситам покажут девять «мамаев»

В одесской художественной галерее «NT–Art» пройдет серия выставок, представляющих работы участников творческой группы «Мамай», передает корреспондент ТИА «Вікна-Одеса».

Об этом сообщили накануне, на открытии персональной выставки одесского живописца Валерия Басанца (она продлится по 4 марта). Связи галереи «NT–Art» (Лидерсовский бульвар, 5) с одной из самих известных в Украине, и далеко за ее пределами, творческой группой «Мамай» весьма тесны и плодотворны. Только в первый год выставочной деятельности галереи здесь дважды презентовали живописные полотна «мамаев» – из коллекций Анатолия Дымчука и Феликса Кохрихта, а также их графические работы.

С 6 по 25 марта свое искусство представляет в галерее Игорь Божко, с 27 марта по 22 апреля – Виктор Маринюк. Сергей Савченко выставит свои работы с 24 апреля по 13 мая, Василий Сад – с 15 мая по 3 июня. Будет выставка работ уже ушедшего из жизни члена группы Николая Степанова. Александр Стовбур устраивает свою «персоналку» с 26 июня по 15 июля, Владимир Стрельников – с 17 июля по 5 августа, и завершится все вернисажем Владимира Цюпко (7-18 августа).

На церемонии открытия вернисажа председатель Одесского отделения национального Союза художников Украины Анатолий Горбенко пожелал «мамаям» хранить дружбу и взаимную поддержку, а остальным служителям искусства брать с них пример, сообща легче защитить свои права, отстоять помещения мастерских и в целом выжить в кризисных условиях.

Начало творческого сотрудничества тех, кого сегодня называют одесскими «мамаями», справедливо отнести к 1960-м годам, когда возникает андерграундная группа молодых художников (Александр Ануфриев, Валерий Басанец, Виктор Маринюк, Владимир Стрельников, Людмила Ястреб), связанных дружбой и общими духовными устремлениями – создавать искусство, свободное от каких-либо внешних влияний. Так впервые в Украине были заложены «нонконформистские» традиции изобразительного искусства, что было отличалось от господствовавших в то время эстетических вкусов и взглядов.

В начале 70-х пришла вторая волна художников-единомышленников, среди которых были Игорь Божко, Александр Стовбур, Владимир Цюпко. Это, по словам одного из основателей движения, Валерия Басанца, был наиболее героический период: тогда начались их нелегальные квартирные экспозиции в Одессе и Москве, была пробита брешь в железном занавесе первой презентацией одесситов на Западе – в Мюнхене, Лондоне, Нью-Йорке.

В 80-е годы, активно развивая область абстрактного формотворчества, в состав группы включаются Сергей Савченко, Василий Сад, Николай Степанов. В то же время это была пора трансформаций, во многом обусловленных процессами более активного и очевидного национального самоосознания художников. В эти годы будущие «мамаи» объединяются под названием «Шлях». Далее, сохраняя внутреннюю близость, они выступают в расширенном круге художников, которые отстаивают идеи творческого возрождения национального искусства и выступают основателями галереи искусств «Човен» (1992).

Но потом, когда расхождения становятся более ощутимыми, девять мастеров отделяются, как объединение «Мамай», опираясь, на давнее, проверенное временем, общее прошлое и верность выбранным еще тогда идеалам. Фактически, прежде всего благодаря будущим «мамаям», их прорывам в области абстрактного формотворчества, которые делались вопреки официальным запретам и противостоянию, в Одессе сформировались мощные, теперь хорошо известные и за пределами страны, традиции нефигуративного искусства.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки