30.04.2018 | Общество
«Открытые читки»: Одесский ТЮЗ представляет современную украинскую драматургию
Одесский ТЮЗ продолжает проект «Открытые читки». Для новых читок были выбраны пьесы молодого украинского драматурга Павла Арье «Цвета» и «В начале и в конце времен».
Как рассказала куратор читок, руководитель международного театрального проекта Opendoors Ирина Аверина, была запланирована к постановке другая пьеса автора.
И ставить ее должен был режиссер Иван Урывский. Но постановщик был занят подготовкой к премьере в Украинском театре
Поэтому в последний момент было решено представить публике другие произведения Арье. Постановка заняла всего 10 дней.
«Цвета» (режиссерский дебют Кристины Колясы) – это гимн женщине, ее стойкости, воли к жизни, оптимизму. Пять женщин собираются в одной комнате, чтобы вместе выпить липового чаю с печеньем и конфетами. У них нет имен. Драматург определяет героинь только по цвету одежды.
Женщина в розовом (Ирина Желяева) – по-юношески чиста и наивна.
Женщина в оранжевом (Ольга Саяпина) – полна сил, энергична, красива, ее любят мужчины. На встречу она прибегает после свидания, с распухшими от поцелуев губами. Все плохое осталось в прошлом, впереди – только счастье, вечный праздник.
Женщина в красном (Алена Нагаева) – зрелая и опытная, прожитые годы сделали ее циничной и злой. Она приняла много неправильных решений, наделала ошибок. Но ведь еще есть время все исправить.
Женщина в фиолетовом (Надежда Машукова) – мудрая, уравновешенная и терпеливая. В конце жизни она получила награду за всю боль и страдания. От нее исходит неяркий, теплый свет, который дарит человеку последняя любовь.
Женщина в черном, она же – в белом (Ляна Карева) – капризная одинокая старуха, доживающая свои последние дни.
Они настолько разные, что не сразу понимаешь, что все они – ипостаси одного человека.
«Когда стоишь на краю, остается сделать лишь шаг – и прошлое непременно станет ничем, пустотой. Я – Мария, моя земля – Украина, моя кровь – красная. Знаю. Видела. Отец – директор школы, мать – модельер. Детство озарено счастьем и убито горем», – говорит о себе героиня.
Ее детство – это счастье, семья, родители, сливовый джем, который варят в саду… Затем – арест отца, клеймо ребенка врага народа, мать каждую ночь избивают и насилуют. Рождение мертвого братика, война, насильственная отправка вместе с сестрой на работу в Германию, горькая судьба остарбайтера.
После войны, спасаясь от советских лагерей, бежит во Францию, открывает модный салон… Неудачное замужество, в результате которого она осталась одна с двумя детьми – Александром и Александрой. И в конце жизни, как награда за все страдания – последняя любовь…
Вторая пьеса, «В начале и в конце времен», как ни парадоксально, впервые была поставлена не в Украине, а в России. В 2014-м году Роман Виктюк представил ее зрителям на сцене театра Моссовета, в сопровождении песни группы «Океан Эльзы».
В то время это было воспринято как политическая акция, открыто высказанная поддержка событиям в Украине.
… В зоне отчуждения Чернобыля живет странная семья. 28-летний Вовик, доверчивый, общительный и добрый человек с разумом 8-летнего ребенка (дебют выпускника Одесского театрально-художественного училища Ильи Шульги). Его мать – Слава, несостоявшаяся медсестра, постоянно кашляющая женщина, и надо бы к врачу, но денег на лекарства нет (Виктория Алексеева).
Баба Фрося – местная травница и ведунья, постаревшая мавка, которая разговаривает с русалками, собирает странные светящиеся голубые грибы и, как умеет, охраняет свои леса от чужаков (Оксана Бурлай-Питерова). Заезжает к бабе Фросе за снадобьями местный участковый (Михаил Иванов). Отец Вовика (Игорь Волосовский) появляется только в воспоминаниях жены и сына.
В этой глуши женщины прячутся – и пытаются уберечь от внешнего мира Вовика. Для них людская жестокость и равнодушие страшнее радиации. Но спрятаться не удается. Заезжают в зону отчуждения «большие люди» из Киева (чиновники и депутаты) – пострелять по звездам на могилах погибших солдат, поохотиться на оленей и зайцев в лесу, а если случится – и на встретившегося местного жителя.
Подстреленных животных бросают там же, в лесу – это мясо есть нельзя из-за радиации. От родственников случайно раненых людей откупаются продуктами. Одной из жертв охоты на людей и становится Вовик…
Режиссер Артем Погосян безошибочно выбрал актеров на роли героев спектакля. Образы, созданные драматургом, практически идеально «легли» на исполнителей. Оксана Бурлай-Питерова, без грима и практически без костюма, на глазах у зрителей превращается из молодой красивой женщины в деревенскую старуху. Виктория Алексеева – в трогательную, болезненную, вызывающую острую жалость женщину. Илья Шульга – в наивного и беззащитного большого ребенка…
После окончания постановки кто-то из зрителей произнес: «С такими читками и постановки не нужны». Действительно, читки ближе всего к уже почти забытому жанру радиотеатра. Они позволяют зрителям-слушателям воспринять текст таким пьесы, каким его написал автор – не искаженным режиссерскими концепциями, без отвлекающих внимание декораций.
Надо отдать должное организаторам проекта в Одесском ТЮЗе. На читки здесь отбирают лучшие работы молодых украинских драматургов, с которыми у зрителей не так много шансов познакомиться в репертуарных театрах, предпочитающих ставить «корифеев».
Инна Кац, фото Олега Владимирского.