24.11.2017 | Общество
Одесский ТЮЗ поставил спектакль о людях, «которые хотят казаться не тем, кто они есть»
25 ноября в Одесском театре юного зрителя им. Ю. Олеши состоится премьера спектакля по пьесе Жан-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». Режиссер-постановщик – Людмила Исмайлова.
«Классика вечна, и мы планируем ставить классические произведения зарубежных авторов. Мы с режиссером искали, что бы подошло нашему театру, нашим актерам, нашему городу. И решили остановиться на этой пьесе», – рассказала на пресс-конференции директор и художественный руководитель театра Оксана Бурлай-Питерова.
Для Л. Исмайловой Мольер – «особый» автор. «Это – драматург-праздник, это театр в кубе». «Мещанин во дворянстве» – вечная история о человеке, который хочет казаться не тем, кто он есть. А почему он это сделал, зачем и чем всё закончилось – об этом спектакль», – говорит режиссер.
Но это – не единственная тема, которую постановщик стремится раскрыть в своем спектакле. Она попыталась ответить на вопрос, оправданы ли любовные безумства зрелого человека?
«Сегодня нет ни мещан, ни дворян. Но есть, условно говоря, «люди из телевизора», а есть обычные. И если такой обычный человек влюбляется в девушку из телевизора, он начинает творить безумства. А то, что в молодые годы столь очаровательно, непосредственно и прелестно, в возрасте взрослом, когда у человека уже семья и дети – смешно. И мы задаемся вопросом, насколько это оправданно», – объяснила Людмила.
Режиссер несколько подсократила и осовременила пьесу.
«Эту историю мы должны рассказать здесь и сейчас и рассказать современному зрителю. Мольер поднимал вечные темы. Люди с тех времен не изменились. Но мы живем в XXI веке. У людей восприятие стало гораздо быстрее и активнее. Мы не можем существовать в таком ритме, как Мольер. Уверена, он не был против таких изменений в тексте», – считает она.
Герои пьесы существуют в некоем стилизованном пространстве. Декорации легко трансформируются, превращая кафе в «залу», «залу» – в улицу.
«Мольер никогда не прописывает места действия. Поэтому мы создали довольно условное пространство», – отметила художник-постановщик Ольга Горячева.
Костюмы же решены в рамках тенденций современной моды. А тенденции таковы, что дома мод стилизуют свои коллекции под конкретные эпохи и стили. За основу решения костюмов для спектакля Ольга взяла коллекцию Луи Виттона по мотивам моды времен Людовика XIV.
Зритель не увидит на героях ни кринолинов, ни пышных штанов-шароваров, ни многочисленных оброк, ни замысловатых париков. Мода времен Короля-солнца, скорее, обозначена – мелкими деталями отделки, фасоном рукавов да камзолом-жюстокор, который во времена Людовика XIV носили только представители знати.
Итак, господин Журден, мещанин (Игорь Болховитин) в трактовке Л. Измайловой – владелец небольшой пекарни-кафе. Правда, предприятием занимается только его жена (Алла Люшина). Она месит тесто, печет пироги, убирает в кафе, дает указание слугам. Ее же супруг озабочен одним – выглядеть знатным человеком, дабы понравиться некой маркизе Доримене (Ляна Карева).
Чтобы научиться галантным манерам, Журден нанимает учителей. И, как человек невежественный и неумный, легко становится жертвой жуликов. Его учитель пения (Михаил Иванов) не умеет петь, учитель танцев (Михаил Малицкий) – танцевать, а учитель философии (Сергей Демчено) своим внешним видом и повадками напоминает «братка».
Портной-стилист (Александр Ильвхин) беззастенчиво крадет у Журдена ткань и уговаривает его, что нелепый камзол – последний писк моды, вся знать такое носит. Граф Дорант (Виктор Раду) тянет из Журдена деньги, а тот с радостью сужает знатного друга в надежде, что тот введет его в высшее общество.
Но главную надежду на то, чтобы войти в высший круг, Журден возлагает на свою дочь Люсиль (Ольга Сяпина): хочет выдать ее замуж за дворянина. Вот только девушка любит Клеонта (Игорь Волосовский), поставляющего продукты в пекарню матери. Он человек не знатный, но состоятельный и с благородной душой.
Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы за дело не взялись слуга Клеонта Ковьель (Алексей Кочетов) и служанка Журденов Николь (Надежда Машукова). Молодые люди также вынашивают матримониальные планы, но счастье их будет невозможным, если не поженятся хозяева…
Спектакль получился легкий и очень веселый. Хотя, по признанию В. Раду, комедию играть невероятно сложно, постановщики и актеры со своей задачей справились. Главное, им удалось сохранить дух мольеровского театра, говорящего о серьезных вещах языком комедии, показывающего человеку его пороки и недостатки и заставляющего зрителя смеяться над собой.
Актерам прекрасно удалось воссоздать характеры. Недалекий, легко становящийся жертвой мошенников Журден, его жена – твердо стоящая на земле деловая женщина, граф Дорант – этакий Остап Бендер. Хочется отметить Надежду Машукову, играющую роль Николь. Она – настоящая клоунесса, заводная и веселая, с богатой мимикой.
Во время пресс-показа спектакля в зале не единожды звучал смех, во время некоторых сцен хотелось хлопать и кричать «Браво!».
Постановщики определили возрастное ограничение зрителей спектакля как 14+. Это не связано с тем, что на сцене звучат двусмысленные шутки или показывается «обнаженка».
Настолько «осовременивать» спектакль режиссер не стала. Она просто хотела, чтобы в зале сидели люди, с которыми постановщики и артисты будут говорить на одном языке. Но если родители решат, что их 10-ти – 11-ти – 12-летний ребенок поймет, о чем идет речь в спектакле, они вполне могут взять его на вечерний показ.
Инна Кац.
Фото Олега Владимирского.