15.09.2017 | Культура
Премьера «Тангейзера»: на сцене Одесской оперы опять звучит Вагнер
В Одесском национальном театре оперы и балета в рамках фестиваля «Бархатный сезон» прошла премьера оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер».
В основу либретто оперы легли повесть Э. Т. А. Гофмана «Состязание певцов», новелла о Тангейзере Л. Тика и легенды о гроте Венеры и святой Елизавете, передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса».
Эту постановку в Оперном называют главной премьерой сезона. К творчеству немецкого композитора одесский театр вернулся в 2013 году концертом «Вселенная Вагнера», затем свою программу подготовил дирижер театра Игорь Шаврук. Так что, «Тангейзер» стал логичным продолжением вагнеровской темы в Одесской опере.
Вообще же далеко не каждый театр решается взяться за постановку Вагнера. Дело в том, что музыка этого композитора под силу только исполнителям с особенно сильными и выразительными «вагнеровскими» голосами и требует максимального накала страсти при исполнении. Не в каждой труппе такие есть. К примеру, в сентябре 2013 года «Донбасс Опера» поставила «Летучего голландца»: исполнителей на главные роли набирали в Германии, Австрии, Национальной опере Украины, других городах страны.
Кроме того, вагнеровские спектакли чрезвычайно длины, идут много часов и сегодня нуждаются в сокращении. Так, «Тангейзер» длится 3,5 часа.
Опера рассказывает о рыцаре Тангейзере, добившемся любви богини Венеры, но вырвавшемся из ее грота, где проводил жизнь в наслаждениях, на землю. В него влюблена племянница ландграфа Вартбургского Елизавета.
На состязании певцов, в котором награда победителю – рука Елизаветы, Тангейзер исполняет песнь в честь Венеры, и ландграф изгоняет из земли, пока грешник не получит прощение Папы римского. Рыцарь оправляется в паломничество, но Папа отказывает ему в милости, говорит, что прощение тот получит, когда зацветет посох понтифика.
Елизавета просит деву Марию о заступничестве для любимого. Она готова отдать жизнь ради спасения его души. В отчаянии Тангейзер готов вернуться в царство Вернеры, его отговаривает его друг Вольфрам фон Эшенбах. Он рассказывает, что Елизавета отдала жизнь за Тангейзера. Тот отказывается возвращаться к Венере и умирает. Паломники рассказывают о чуде – в руках у Папы зацвел посох…
В одесской постановке «Тангейзера» сократили до двух часов, оставив несколько сцен – грот Венеры, арию Елизаветы, приветствующей вернувшегося из Веренбурга, дуэт Елизаветы и Вольфрама фон Эшенбаха и соло героини, а также дуэт Вольфрама и Тангейзера, рассказ последнего о паломничестве к Папе римскому и их трио с Венерой.
Кроме того, одесситы поставили оперу в концертном варианте. Концертные варианты легче в постановке и менее затратные, но актерам создают дополнительные трудности, поскольку нет «подпорок» в виде декораций, костюмов, реквизита. Кроме того, на узкой полоске между оркестром и краем сцены особенно не продемонстрируешь актерский драматический талант. Из всех выразительных средств у исполнителя остается одно – голос.
В Одесском оперном нашлось сразу четыре вагнеровский певца. Кого брать на исполнение женских ролей, главный дирижер театра Александру Самоилэ не задумывался. Партию Венеры (меццо-сопрано) исполнила заслуженная артистка Украины Татьяна Спасская. Какой диапазон чувств был в ее сильном голосе! Страстная и нежная возлюбленная, разгневанная богиня, тоскующая о любимом женщина, победительница, обиженная брошенная любовница… Понять, о чем поет артистка, можно было, даже не читая титры.
Елизавету (сопрано) пела Наталья Павленко. Это уже не первое обращение певицы к творчеству Вагнера. Ранее она принимала участие в концерте «Вселенная Вагнера». Ее роль – как всякая роль «голубой героини» – несколько беднее чувствами и эмоциями. Но Наталья прекрасно передала и радость Елизаветы от встречи с Тангейзером, и тоску от разлуки с ним, и мольбу о спасении любимого, не ставив зрителей равнодушными к страданиям героини.
Тангейзера (тенор) пел Александр Шульц. В выборе этого певца у А. Самоилэ также не было сомнений. Тангейзер Шульца – и страстный любовник, и кающийся грешник, и решительный рыцарь. В сцене объяснения с Венерой в голосе певца звучал металл, столь редкий для теноров.
На Александра легла еще одна обязанность – ставить коллегам по постановке произношение. Исполнители, поющие в основном итальянскую оперу, на всех языках поют, как на итальянском. Н. Павленко еще в период подготовки к «Вселенной Вагнера» брала уроки немецкого языка, чтобы отработать немецкое произношение. В этот раз товарищам помогал прекрасно владеющий этим языком А. Шульц.
На роль Вольфрама фон Эшенбаха дирижер поставил молодого певца Гарри Гукасяна. Обычно вагнеровских персонажей поют артисты постарше, с жизненным и исполнительским опытом. Но А. Самоилэ рискнул – и не проиграл. Бархатный баритон певца прекрасно дополнял голоса партнеров по сцене и вызывал искреннюю симпатию и сочувствие к образу благородного рыцаря.
Хочется также отметить великолепный хор театра. Главный хормейстер Леонид Бутенко добился абсолютной слаженности и выразительности голосов в исполнении самых сложных сцен.
Инна Кац.
Фото Юрия Литвиненко предоставлены пресс-службой Одесского национального театра оперы и балета.