29.08.2017 | Общество
Международная лаборатория молодых режиссеров в Одесской оперетте: все жанры, кроме комедии (фото)
Одесский академический театр музыкальной комедии им. М. Водяного решил «влить молодую кровь» в 70-летние жилы, передает корреспондент агентства «Вікна-Одеса».
Для этого устроили творческий конкурс – Международную лабораторию постановок молодых режиссеров «Opendoors».
К участию в лаборатории приглашались режиссеры, работающие в жанре оперетта, мюзикл, рок-опера. Финалисты конкурса должны были поставить получасовой отрывок из любого спектакля заданного жанра. Победитель получает право постановки в Одесской музкомедии.
28 августа пятеро финалистов-лауреатов лаборатории представили на суд экспертной комиссии свои работы.
Без преувеличения можно сказать, что в этом соревновании победили артисты Музкомедии. Они еще раз доказали, что им по плечу любой жанр, что они обладают незаурядным актерским мастерством. При этом могут петь оперу, блюз, кантри, в том числе и а капелла, танцевать на пуантах, бить степ и крутить брейк. Некоторые этюды они «вытянули» своим мастерством.
Порядок показа определялся жеребьевкой. Странно распорядился жребий: каждый следующий этюд был лучше предыдущего.
Первым зрители увидели комическую оперу-балет Жан-Филиппа Рамо «Платея» в постановке Александра Спиваковского (Хмельницкий). Перевод текста на украинский язык выполнил постановщик.
По сюжету, Юпитер, желая подшутить над ревнивой женой, устроил шуточную свадебную церемонию, где роль его невесты «сыграл» разряженный деревянный идол (Платея). Юнона, сорвав в ярости фату с «невесты», обнаружила подлог, и, рассмеявшись, простила своего неверного мужа.
Этот античный сюжет режиссер решил как пародию на телепередачу «Давай одружимося». Вопреки названию, балета в постановке было очень немного. Если не считать таковым заезженный до пошлости прием: появление брутальных мужчин в балетных пачках. Но зрители встретили это прием благосклонно. В зале даже раздались смех и аплодисменты. В целом же было скучновато, все время тянуло посмотреть на часы.
Екатерина Зеленская (Санкт-Петербург) выбрала для постановки отрывок из мюзикла Мэрвина Хэмлиша «Кордебалет». Одним из условий лабораторий было появление на сцене не более пяти человек. То ли молодые режиссеры, как истинные гуманитарии, не в ладах с цифирью, то ли просто решили проигнорировать это требование, но Екатерина – единственная, кто его выдержал. В отрывке на сцене было пять актеров. За хореографа Зака был голос за сценой, так что он не считается.
Когда театральный режиссер берет к постановке сюжет, хорошо известный зрителю по культовому кино (в данном случае – три номинации на «Оскар», на «Золотой глобус» и премию BAFTA), он должен найти какой-то новый ход, повернуть произведение к зрителю иной, не раскрытой ранее стороной. Е. Зеленской не удалось это сделать.
Мюзикл построен как рассказы танцоров – претендентов на место в кордебалете о себе. То, что в фильме Ричарда Аттенборо смотрелось оригинально (лента номинировалась, в частности, за лучший монтаж), на сцене театра выглядело «сборной солянкой». В этюде не было целостности, законченности. Хотя невероятно хороша была Виктория Подольная, изображавшая не умеющую петь танцовщицу и рассмешившая зрителей старательным пением «мимо нот».
Француз Ролан Боннин выбрал для показа на лаборатории спектакль-реквием по пьесе Фабриса Мелькио «Жемчужина» – о погибшей в 1970-м году от передозировки наркотиков исполнительнице блюза Дженис Джоплин.
Представляю свой этюд, режиссер сказал, что такой спектакль непривычен для этой сцены. Из-за плохого знания русского языка у него вначале получилось – «неприличен». Действительно, этюд был непривычен до неприличия, а по сравнению с первыми двумя – просто революционен.
Название спектакля – «Звезда». Он и рассчитан на звезду, на главную исполнительницу. С этой задачей блестяще справилась Ирина Гусак, покорившая своим исполнительским искусством не только зрителей, но и коллег, в этот вечер открывших для себя актрису с новой стороны.
А в конце… В конце зрители увидели два маленьких шедевра.
Юлия Журавкова (Киев) поставила отрывок из детской оперы «Его высочество Кролик» по сказке Алана Милна «Принц Кролик». Музыку и либретто специально для этого показа написал Роман Смоляр.
У постановщицы получилась очаровательная бутоньерка, музыкальная шкатулка, которую хочется открывать снова и снова. Да и актеры получали искреннее удовольствие от того, что они делали. Это был первый этюд, где чувствовалась совместная работа режиссера и актеров.
Завершился показ настоящим шоу – мюзиклом-триллером «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» по одноименному произведению Роберта Стивенсона (музыка Фрэнка Уайлдхорна). Постановщик – Максим Булгаков (Сумы).
Здесь, как и в предыдущем показе, сошлось все – литературная основа, музыка, игра актеров, режиссерское видение материала. Как отметил один из членов экспертной комиссии, художественный руководитель Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В. Василько Игорь Равицкий, М. Булгаков представил не эскиз, а законченный спектакль.
Молодые режиссеры показали свое умение работать в любом жанре, кроме собственно комедии. Зрители обсуждают увиденное, а комиссия вынесет свой вердикт 16 сентября.
Инна Кац, фото Олега Владимирского.