26.08.2017 | Общество
Турбулентность и человечность: в Одессе открылась биеннале современного искусства
Сегодня в Одессе состоялось открытие V биеннале современного искусства «Зона турбулентности», передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса».
…Разговаривают два танка: «Что будем делать?» – «Биеннале!».
Это не дурная шутка, это – подпись к работе Дана Перьйовши (Румыния) «Цетинская биеннале 2004 – Одесская биеннале 2017», представленной в Музее современного искусства Одессы.
Работа румынского художника может стать эпиграфом ко всей выставке. Война, как проявление турбулентности, заставляющей людей срываться с насиженных мест, вырывающей их из привычной жизни, вынужденная эмиграция, конфликтные ситуации разного рода – основная тема нынешней биеннале.
Вместе с тем, по словам куратора биеннале Михаила Рашковецкого, для организаторов неоспоримым приоритетом является ценность человека, его жизни. «Для нас есть один ориентир – человечность», – сказал он.
Начинается экспозиция еще на улице, за воротами МСИО. Как и было обещано организаторами, первый арт-объект – интервенция в городскую среду. На асфальте переселенка из Луганска, инвалид-колясочник Ирина нарисовала план своего оставленного дома.
Еще один такой рисунок, сопровождающийся аудиозаписью воспоминаний автора о прежней жизни, находится на полу первого зала музея. Эта экспозиция представлена проектом «Одиссея Донбасс-Киев, Донбасс-Одесса». Кураторы – Дарья Цимбалюк и Юлия Филиппьева.
Тема, поднятая этим проектом, перекликается с арт-буком одесской художницы Ирины Озаринской «История моей комнаты».
Турецкий художник Секкин Айдин посвятил свою работу людям, вынужденным бежать от войны и погибшим на пути к новой жизни. На стенах зала музея разноцветными нитями он выложил человеческие силуэты. А вот обувь у них настоящая. Ее художник собирал в местах массовой гибели людей. Он задается вопросом: кто были все эти люди, от которых остались лишь бестелесные воспоминания и обувь? Кем бы стали погибшие дети? Студентами? Танцорами? Любящими родителями?..
Владимир Миладинович (Сербия) пытается показать, как пишется история, как через умалчивание и сокрытие отдельных фактов формируется общественное сознание. Художник от руки переписывал архивные данные о погибших во время войны в его стране людей. Но некоторые строчки в этих архивных записях стерты. Этих людей словно и не было.
Серия работ украинской художницы Оксаны Брюховецкой «Ну ее на х…, ту войну» – скорее, комиксы, визуализация рассказа участника боевых действий на Донбассе, дяди Толи.
У каждого – своя война. Иногда бой разворачивается в мирной с виду квартире, за семейным обеденным столом. А жертвами становятся дети. И шрамы, полученные в этих сражениях, они несут в социум (работы Эмилии Персенико (Италия) посвящены семейному насилию).
Отдельный зал выделен под экспозицию Харьковской муниципальной галереи современного искусства (куратор Татьяна Тумасьян). Экспозиция приурочена к 100-летию Октябрьского переворота и называется «Песня о буревестнике. Краткий курс». Начинается она работой харьковчанина нонконформиста, концептуалиста, автора известного афоризма «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» Вагрича Бахчаняна – «Капля». А заканчивается работой известного фотохудожника Бориса Михайлова «Истерика» из сделанного 21 февраля 2014 года цикла «Театр военных действий».
Еще один интересный объект биеннале – работа испанцев Llobet / Pons (Жасмина Ллобет и Луи Фернандес Понс) «Спортивный мяч Украины». Две баскетбольные корзины – одна на карте Евросоюза, вторая – на карте России. В какую бросить мяч? Художники говорят: есть игры в которых нельзя выиграть…
Экспозиция форума развернулась на 10-ти (девяти с половиной, уточняет комиссар фестиваля, директор МСИО Семен Кантор) площадках. Кроме МИСО, это Муниципальный музей личный коллекций им. Блещунова, галерея «Invogue#Art», Музей западного и восточного искусства и даже дача одного из кураторов.
Турбуленция…
Инна Кац, фото автора.
23.08.2017 | Криминал
В Одессе задержан иностранец, вымогавший деньги за «подставное» ДТП (фото, видео)
20.03.2025.
О больших бутылках и других украшениях Приморского бульвара

Расставлять по Одессе макеты стеклотары придумали на заводе шампанских вин. На промышленной выставке 1910 года в Александровском парке павильон этого завода венчала огромная бутылка (фото 1). Потом эта бутылка торчала над Французским бульваром, спрятанная за заводским забором. В 1928 году, во время съемок фильма «Человек с киноаппаратом», бутылка из-под шампанского (вероятно, уже другая) опять попала в кадр: оператор ее увидел на бульваре Фельдмана, как тогда называли Приморский бульвар (фото 2).
В 2008 году недалеко от памятника Ришелье снова появилась бутылка. Она рекламировала местное вино (фото 3). На следующий год перед Дюком построили огромный куб из полупрозрачной ткани (фото 4) — это тоже была своеобразная реклама одного из городских музеев: получить разрешение что-то поставить на Приморском бульваре считалось престижным.
Первый памятник здесь появился в 1828 году — это была бронзовая статуя одесского градоначальника Ришелье, которая стала и самым первым памятником в городе (фото 5). Второй памятник на бульваре появился в 1889 году, когда на шикарный постамент горожане поставили бюст поэта Пушкина (фото 6). Через 90 лет тут появился третий памятник — родившему в Одессе ученому-ракетостроителю Валентину Глушко. Его разместили на небольшой площади в самом начале бульвара (фото 7).
читати повністю