18.04.2017 | Наука

Археологи поделились первыми результатами исследований знаменитой «мумии в адидасах»

Ровно год назад весь мир обсуждал уникальную находку: древнюю мумию, обнаруженную в горах Монгольского Алтая. В центре внимания, впрочем, оказалась не историческая ценность открытия, а войлочные сапожки мумии.

Сапожки алтайской мумии Х века. Фото: The Mongolian Observer/The Center of Cultural Heritage of Mongolia

Сапожки алтайской мумии Х века. Фото: The Mongolian Observer/The Center of Cultural Heritage of Mongolia

Голова алтайской мумии со следами травмы

Голова алтайской мумии со следами травмы

Мумия лошади, седло и стремена, найденные в захоронении

Мумия лошади, седло и стремена, найденные в захоронении

Украшенные вышивкой в виде параллельных полосок, они вызвали у далекой от археологии публики веселые ассоциации с фирменным стилем компании «Адидас». С тех пор к находке приклеилось прозвище «мумия в адидасах», и с этим пришлось смириться даже серьезным монгольским археологам.

Прошел год. Ученые поделились первыми результатами исследований и новыми фотографиями, сообщает The Siberian Times. Мумию «раздели», разобрали и почистили ее гардероб и личные вещи, определили пол, возраст и возможную причину смерти, однако внимание СМИ и публики по-прежнему привлекают сапожки-адидасы, несмотря на множество других ценных артефактов, найденных в захоронении.

Ученые, не ожидавшие такого однобокого интереса к находке, стараются соответствовать ожиданиям публики. Подробности о древних «адидасах» сообщил сам Галбадрах Энхбат, директор Центра культурного наследия Монголии: «Это войлочные сапожки высотой до колена, с подошвой из кожи. В области подъема ноги они расшиты полосками ярко-красного цвета. Из-за этих полос, когда сообщение о находке попало в СМИ, сапожки прозвали «адидасами» за сходство с фирменным стилем этой компании. Такое совпадение и, в особенности, удивительно современный дизайн обуви мумии может стать интересным направлением в этнографических исследованиях».

Помимо всемирно знаменитых сапожек, ученым было чем заняться: рядом с мумифицированными останками археологи нашли больше пятидесяти предметов, каждый из которых нуждается в изучении. Среди них — четыре дэли (дэли, или дэгэл, традиционная одежда монгольских и тюркских народов Центральной Азии), изящно расшитая войлочная дорожная сумка, подушки, глиняный сосуд, деревянная миска, ковш, железный котелок, а также кости животных — баранья голова, бараний хребет и кости козы. «Покопавшись» в дорожной сумке, археологи обнаружили там фрагмент зеркала, расческу, набор для шитья и нож.

Но это еще не всё: особый интерес представляют лошадь, погребенная вместе с человеком и со временем тоже превратившаяся в мумию, уздечка и прекрасной сохранности кожаное седло с металлическими стременами.

Что удалось выяснить ученым за прошедший год и как изменились их первоначальные предположения?

Подтвердилась догадка, что останки принадлежат женщине. Интересно, что первые соображения на этот счет были основаны не на дизайне сапожек или красиво расшитой сумке, а на отсутствии в захоронении лука – отличительного признака мужского погребения.

За год ученые со всеми предосторожностями «размотали» слои войлочной ткани, в которую была завернута мумия, и получили прямой доступ к останкам. Выяснилось, что перед погребением тело женщины было покрыто густой смоловидной субстанцией, известной как мумие или шиладжит. Затем его завернули в войлочную ткань, и такой же тканью был обернут труп лошади.

Мумия лошади сохранилась лучше человеческой, и первоначальные выводы археологов за год не изменились: это была кобыла возрастом 4-8 лет, жертвенное животное, умерщвленное для погребального обряда.

А вот исследование женской мумии заставило ученых пересмотреть некоторые из своих первых гипотез. Одна из них – датировка захоронения. Год назад археологи сообщили, что погребение относится к VI веку. В истории Алтая это так называемая древнетюркская эпоха, период расселения тюркоязычных племен и создания Первого Тюркского каганата, начало формирования этноса, оказавшего влияние на всю мировую историю.

Однако проведенные исследования показали, что мумия моложе: с большой долей вероятности захоронение относится к Х веку – в истории Монголии это период зарождения Киданьского каганата, пришедшего на смену Уйгурскому. Ученые по-прежнему считают, что женщина имела тюркское происхождение. Если так, ее могила в Алтайских горах является наиболее полным и хорошо сохранившимся из всех когда-либо найденных древнетюркских захоронений.

Специалисты взяли 18 образцов для всевозможных анализов – от радиоуглеродного до генетического. Их результаты помогут подтвердить или опровергнуть нынешние предположения, сделанные на основе первичного исследования останков и артефактов.

По предварительным данным, женщина умерла в возрасте 30-40 лет. На голове мумии были обнаружены признаки серьезной травмы, возможно, от удара тупым предметом. «Вполне вероятно, что удар, следы которого мы обнаружили на лицевых костях черепа, и стал причиной смерти», — сообщил Галбадрах Энхбат, уточнив, что пока неизвестно, была ли женщина убита или травма получена в результате несчастного случая, например, падения.

Мумие на теле женщины, тщательность подготовки и проведения погребального обряда, жертвенное животное, обилие красивых и высококачественных личных вещей, даже расположение могилы в укромной горной пещере на высоте 2803 метра – все говорит о том, что люди, «ответственные» за похороны этой женщины, хотели обеспечить ей приятную жизнь в загробном мире и были весьма озабочены сохранностью ее останков.

Может показаться, что она была знатной или богатой, представительницей высшего сословия, — однако ученые не изменили своего мнения по этому поводу. «Она была простой, незнатной женщиной», — говорил год назад археолог Б.Сухбаатар, и сейчас Галбадрах Энхбат это подтвердил: «Судя по находкам в захоронении, она не была знатной женщиной, ее социальный статус можно охарактеризовать как обычный».

Например, четыре халата-дэли, найденные в могиле, сделаны из хлопка – тогда как представители тюркской элиты носили одежду из китайского шелка.

Знаменитые полосатые сапожки-адидасы и дорожная сумка с великолепной вышивкой, в сочетании с обнаруженным в сумке набором для шитья, подсказали ученым возможную профессию женщины: «Пока это только догадка, но мы считаем, что она могла быть портнихой или белошвейкой. В войлочной сумке мы нашли набор для шитья и вышивания, а поскольку искусная вышивка есть и на сумке, и на сапожках, то женщина вполне могла быть мастерицей, которая сама украсила свои вещи. В любом случае мы уверены, что вышивка имеет местное происхождение, она не заимствована и не импортирована», — говорит Галбадрах Энхбат.

Расположение захоронения в гроте на высоте 2803 метров над уровнем моря уберегло его от разграбления, а холодный горный воздух обеспечил поразительную сохранность мумий и артефактов на протяжении тысячи лет. «Ткани, кожа и войлок не претерпели биологической реакции. Они выглядят так, словно их носили еще вчера. Если бы женщину похоронили в земле, ничего бы не сохранилось», — уверяет Галбадрах Энхбат. Конечно, он слегка преувеличивает, но восторг и волнение ученых можно понять: находка во всех смыслах уникальна, ее изучение займет не один год, а результаты исследований помогут лучше понять историю, обряды и верования древних тюркских народов.

Планируется, что алтайская «мумия в адидасах» займет почетное место в экспозиции Национального музея Монголии.

По публикациям UkrNet

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки