25.01.2017 | Наука
Археологи раскрывают тайны кельтской принцессы Дуная
Хенебург (Heuneburg) – хорошо известное кельтское поселение железного века. Изучают его давно, это официально зарегистрированный археологический памятник земли Баден-Вюртемберг в Германии.
Украшения из золота и янтаря, найденные в Хенебургской гробнице. Фото: Dirk Krausse et al / Antiquity
Хенебург. Извлечение и транспортировка погребальной камеры в стальном «футляре». Фото: Deutsche Welle
В 2010 году ученые проводили плановое исследование кельтского кладбища по соседству с Хенебургом, особо ни на что не надеясь: все могилы были разграблены еще в древности. Расширяя зону раскопок на заболоченный участок возле ручья Беттельбюль, о сенсационных находках никто и не помышлял. Когда, ковыряясь в глубокой грязи, археологи наткнулись на деревянную обшивку погребальной камеры и золотую брошь, первой реакцией был шок: все поняли, что найдено богатое нетронутое захоронение.
Именно грязь уберегла могилу от разложения и разграбления: влажная почва с низким содержанием кислорода сохранила человеческие останки и обшивку погребальной камеры, а «негигиеничные» условия отпугнули грабителей – они либо не заметили захоронение, либо поленились раскапывать грязь и пошли простым путем, разорив все соседние могилы на сухих участках.
У современных археологов, в отличие от могильных воров древности, есть способы облегчить себе жизнь: 28 декабря 2010 года всю гробницу вместе с окружающей почвой (получился земляной блок размерами 3,6 на 4,6 метра и весом 80 тонн) упаковали в стальной футляр, извлекли с помощью особой техники и перевезли за сотню километров, в Штутгарт, в лабораторию государственного управления охраны культурного наследия. Собственно раскопки хенебургского захоронения проводились уже в лабораторных условиях.
Археологи, реставраторы, антропологи и ботаники вели раскопки кельтской гробницы, лежа на специальных подвесах, установленных над блоком драгоценной хенебургской грязи. Все усилия и предосторожности себя оправдали: после шести лет исследований ученые опубликовали в журнале Antiquity первые официальные результаты своей работы. Результаты феноменальные.
Ранее в прессе уже появлялись сообщения о том, что гробница принадлежит знатной женщине – ее быстро окрестили «кельтской принцессой Дуная» (Дунай протекает совсем рядом с Хенебургом). Новости сопровождались фотографиями роскошных золотых украшений, найденных в древней могиле.
Судя по опубликованным результатам исследования, все оказалось еще интереснее. Археологи обнаружили в погребальной камере останки трех человек – двух взрослых женщин и девочки 2-3 лет.
Захоронение поражает невероятной роскошью. В списке найденного – более 40 золотых артефактов, более 100 предметов из янтаря, а также украшения из гагата, бронзы и кабаньих клыков. Почти все они располагались на теле одной женщины – той, которую прозвали «принцессой». Титул, конечно, явный анахронизм, к тому же о социальной организации древних кельтов известно крайне мало из-за отсутствия письменных источников. На профессиональном жаргоне археологов подобные титулы обозначают принадлежность особы к аристократии своего времени – а в том, что женщина имела очень высокий статус в сообществе Хенебурга, сомневаться не приходится.
Вторая женщина была погребена без каких-либо даров и украшений, из чего исследователи сделали вывод, что она была рабыней или служанкой.
Самой интригующей находкой стали артефакты, обнаруженные рядом с останками девочки. По стилю, декору и качеству исполнения они практически идентичны украшениям «принцессы» и, возможно, были созданы одним мастером, сообщает издание IBTimes UK. Археолог Дирк Крауссе (Dirk Krausse) называет их очень необычными: «Нам даже сравнить не с чем – об аналогичных "парных" украшениях кельтов нам ничего не известно. Такие артефакты мы нашли только в этом захоронении в Хенебурге».
Сходство украшений может говорить о том, что «принцесса» и девочка были родственницами, вероятно, матерью и дочерью. Подтвердить или опровергнуть это предположение пока невозможно: останки ребенка на самом деле представляют собой фрагменты зубной эмали, самой твердой ткани человеческого организма. Этого недостаточно для проведения генетических, изотопных и других исследований – «но через десять, двадцать лет такие технологии могут появиться», говорит Крауссе.
Неплохо сохранившиеся останки «принцессы» и «служанки» проходят все доступные современной науке биологические тесты, но эти исследования еще не завершены. Пока ученые сообщили, что «принцесса» умерла в возрасте 30-40 лет. Ее туловище сохранило погребальную позу, тогда как череп обнаружился в паре метров от тела, а нижняя челюсть – в углу погребальной камеры. Археологи пока не дали объяснений этой аномалии. Зато современные технологии позволяют создать трехмерную карту первоначального расположения объектов в гробнице – за много веков под давлением земли все они так или иначе сдвинулись со своих мест.
По стилю найденных артефактов археологи датировали могилу VII веком до нашей эры. Однако дендрологический анализ обшивки погребальной камеры (дерево хвойных пород) указал более точное время захоронения: 583 год до нашей эры. Гробница хенебургской принцессы оказалась древнейшим погребением такого типа к северу от Альп, а сохранившееся в болотистой почве дерево помогло совершить открытие, важное для установления абсолютной хронологии железного века в Европе.
583 год до нашей эры – время процветания Хенебурга. Археологи обнаружили вокруг поселения земляные и деревянные крепостные сооружения, созданные около 700 года до нашей эры. Примерно в 600 году до н.э. вокруг Хенебурга выросла крепость из глиняных блоков на каменном основании – уникальная постройка для кельтских поселений той эпохи. С 620 по 470 год до н.э. в Хенебурге проживало около 10000 человек – это было крупнейшее доисторическое поселение к северу от Альп.
Во время недавних раскопок археологи обнаружили за пределами крепостных стен группы домов, окруженные собственными защитными укреплениями – аналог современного пригорода. Ученые все больше склоняются к мысли, что Хенебург был не столько поселением, сколько городским центром кельтов. Если эта гипотеза подтвердится, Хенебург получит статус древнейшего поселения городского типа к северу от Альп.
Судя по находкам, кельтская «элита» Хенебурга вела роскошную жизнь – богачи пили греческие вина, ели с «испанской» посуды, покупали дорогие импортные украшения… Одна из необычных находок в гробнице «принцессы» стала лишним тому доказательством: рядом с женщиной археологи нашли детали конных доспехов, а именно – защитную маску для головы лошади. В Хенебурге такие изделия не производились. Ученые уверены, что маска была выполнена в регионах к югу от Альп – на севере Италии или еще южнее. В то время, как известно, эти земли принадлежали этрускам. В Хенебурге уже находили другие артефакты этрусской работы, что говорит о развитых торговых связях между народами по обе стороны Альп. Пройдет немного времени, и кельты станут головной болью Этрусского союза, но в начале VI века до нашей эры отношения между кельтами и этрусками были вполне взаимовыгодными.
Варвары, способные лишь на насилие и убийства, – этот образ кельтов, сформированный древнеримскими авторами, явно не соответствует действительности. Воинственность кельтов – широко известный факт, однако «совсем уж косными дикарями они не были. В рассказах римлян много антикельтской пропаганды, ведь кельты разгромили римские войска и разграбили Рим в 387 году до нашей эры. Примитивным варварам такое было бы не под силу», – считает Дирк Крауссе.
Кельты умели ценить красивую жизнь и предметы роскоши – исследователи уже получили немало тому доказательств. Однако сами кельты и их завоевания остаются одной из величайших загадок в истории Центральной Европы. Ученые надеются найти в Хенебурге ответы на давние вопросы – что стало причиной быстрого расцвета кельтов в VI веке до нашей эры, как они достигли максимальной экспансии в III веке до н.э. и почему к началу нашей эры их вытеснили на окраины исторической сцены Европы.
Исследование «Хенебургской гробницы» продлится до 2018 года – кельтской принцессе Дуная еще есть, что рассказать современным ученым.
По публикациям UkrNet