29.11.2016 | Наука
Самцы мартышек диана доверяют самкам больше, чем себе – исследование
Самцы мартышки диана больше доверяют мнению самок, чем своему собственному. К такому выводу пришли швейцарские ученые.
Услышав тревожные крики самок, специфически предупреждающие о типе хищника, самцы реагируют в соответствии с типом крика самки, а не с криком хищника, который услышали сами.
Мартышки диана, обитающие в Западной Африке, живут группами, состоящими из самца-вожака, его «гарема» и детенышей. Когда рядом появляется хищник, самец защищает свою группу, кидаясь на него и пытаясь отогнать.
О появлении хищника или другой опасности мартышки предупреждают друг друга криками. Помимо «универсального» сигнала тревоги, предупреждающего о любой опасности (приближение другой группы мартышек, падающее дерево), у диана есть два специфических крика для предупреждения о хищниках. Один тип крика означает «Опасность, внизу леопард!», а другой — «Опасность, сверху хищная птица!».
Услышав один из двух этих сигналов, мартышки реагируют соответствующим образом: смотрят (или в случае самцов – кидаются) либо вниз, либо вверх. Таким же образом они реагируют, услышав звуки, которые издают сами хищники: рычание леопарда или крики венценосного орла (обычного охотника на обезьян в Африке).
Крики, предупреждающие о хищниках, издают и самцы, и самки. При этом тревожные крики характеризуются половым диморфизмом (то есть отличаются у самцов и самок). Самцы, хотя и издают тревожные сигналы сами, обычно не приближаются к хищнику, пока к тревожным крикам не присоединятся самки группы.
По словам ученых, самцы слепо доверяют самкам, поскольку стремятся показать им свою готовность защитить группу. Это, возможно, объясняется тем, что защитное поведение у самцов и самок подвергается действию разных видов отбора. У самцов — полового (им важнее сохранить свою позицию хозяина гарема, доказав самкам способность защитить), а у самок — родственного (матерям важнее защитить себя и детей, оставив самцов разбираться с хищниками).
ИА "Росбалт"