21.12.2008 | Культура

Одесский ТЮЗ представил премьеру романтического мюзикла

В Одесском театре юного зрителя состоялись премьерные спектакли романтического мюзикла «Хрустальный башмачок». Постановщик — главный режиссер ТЮЗа Владимир Наумцев.

Этой новой работой Театр юного зрителя привлек внимание очень многих мам и бабушек, пожелавших привести на представление своих малышей. Старая добрая «Золушка» Шарля Перро плохому не научит, да и пугаться в ней нечему. Что греха таить, маленькие дети порой оглушительно ревут, увидев, например, в «Ивасике-Телесике» мрачных личностей в масках… Мои племянники, ребятишки не робкого десятка, и то второй месяц после просмотра спектакля рисуют жуткие рожи с неприятным оскалом. Понятное дело, история о Золушке травмировать детскую психику особо не сможет, что бы там ни говорили феминистки насчет несовременности героини, которая (о, ужас!) все умеет делать по дому, и за это получает принца. На самом деле принцу совсем не интересны Золушкины кулинарные таланты, способности к стирке, уборке. У него для этого служанки есть, а в будущей невесте искал красоту и хрупкость, особенно впечатлился маленькой ножкой.

Постановщиком стал главный режиссер ТЮЗа, заслуженный артист Украины Владимир Наумцев, проявивший здоровую приверженность традициям (а сюжет «Золушки» не предполагает больших отклонений от первоисточника, можно запросто испортить хорошую историю). Как только занавес поднимается, маленькие зрители видят сохнущее на веревке белье и очаровательную Золушку в бедном платьице. Злата Скальская словно создана для этой роли: все в ней соразмерно, взгляд мягкий, голос нежный, спокойный, манеры выдают хорошее воспитание и открытость характера. За все это ей легко простить несовершенства сценической речи, но главное, чтобы молодая актриса не смирилась с ними, а постаралась изжить…

Немного жаль, что все чудесные превращения происходят за сценой – до зрителя доносится конское ржание, а что кони получились из мышей, о том не сказано… Очень сложно сегодня в детском театре устроить на глазах публики этакое чудо, особенно если учесть, что публика эта избалована мультфильмами с их головокружительными трюками-метаморфозами. Театр делает ставку на другое – на юмор и душевность.

Автор пьесы, заслуженная артистка Украины Евгения Севырина, исполняет в спектакле роль Мачехи, конечно же, эксплуататорши, но не лишенной отрицательного обаяния. Дамочка так умело «строит» не только Золушку, но и дочурок – Гортензию (Оксана Бурлай-Питерова) и Жанетту (Ирина Охотниченко)… Командирский голос в нужный момент, взмах палкой от метлы, и уморительные кривляки прекращают свои сражения, к удовольствию зрителей, ненадолго, до следующего раза.

Конечно же, как это обычно и бывает, образы отрицательных героев выписаны ярче, нежели положительных. Понятно, что актриса Севырина в качестве драматурга для себя постаралась и для своего окружения, остальным не так повезло. Вот, скажем, Принц, которого играет Алексей Кочетов, этакий голубой герой в белых лаковых ботфортах. Молод, обаятелен – и только. Вот как было бы славно увидеть более озорного, шебутного мальчишку, которому дворец был бы так же тесен, как Золушке старенький домик с закопченным очагом!

«Королевскую» обстановку, кстати, заслуженный художник Украины Николай Вылкун создал с гениальной простотой, использовав фотографии реальных дворцовых помещений – взгляд зрителя уходит вдоль анфилад галерей и залов, сверкающих роскошью, росписью, позолотой… И, конечно же, бальный наряд Золушки, белый, воздушный, почти подвенечный, удался на славу. Только режет слух постоянно повторяющееся слово «башмачок», когда речь идет все-таки о туфельке. Башмачок – более закрытый вариант обуви, да и на афише словосочетание «Хрустальная туфелька» смотрелось бы ничуть не хуже.

Озорство, шалости в спектакле обеспечивает Шут (Игорь Коршунов), высмеивающий всех и вся, грациозный, пластичный, забавный. Актеры старшего поколения исполняют небольшие, но очень важные в сюжете роли. Заслуженные артистки Украины Галина Осташевская (Фея) и Валентина Губская (Королева), а также Игорь Тильтиков (Король) играют с видимым удовольствием, красуются в своих парчовых нарядах.

Музыкальное оформление спектакля, созданное Василием Пинчуком, вполне позволяет обозначать жанр именно так: «романтический мюзикл». Небольшие вокальные номера персонажей (особенно удался дуэт Золушки и Принца во втором действии) звучат в записи, однако очень сбалансированно. И самое главное – в пространстве спектакля хочется еще хоть чуть-чуть задержаться. Значит, одесские ребятишки станут регулярно заполнять зал ТЮЗа, чтобы увидеть сказку о Золушке. А мамы и бабушки – тем более. Они любят эту историю едва ли не больше самих детей. Наверное, еще и потому, что тоже очень много работают по дому, и на бал попасть далеко не всегда получается.

Мария ГУДЫМА.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки