10.10.2016 | Общество
Возвращение памяти: в Одессе открыт памятник на могиле поэта и публициста Семена Фруга
Сегодня на Втором христианском кладбище состоялось открытие памятника на могиле известного еврейского поэта и публициста конца ХIХ – начала ХХ века Семена Фруга (1860 – 1916).
Первый секретарь посольства Государства Израиль в Украине, директор Израильского культурного центра в Одессе Болеслав Ятвецкий
Сейчас о Семене Фруге знают, вероятно, только знатоки литературы, а в свое время, на рубеже веков, его имя было на слуху у широкой читающей публики. Достаточно сказать, подчеркнул на открытии памятника знаток истории Одессы, профессор Михаил Пойзнер, что на похороны литератора в конце сентября 1916 года, по отчетам тогдашних газет, пришло не менее 100 тысяч человек.
Цифра эта, конечно, преувеличена, но, тем не менее, на газетных снимках видно, что улица Пушкинская, по которой двигался траурный кортеж с телом Семена Фруга, полностью запружена людьми, пришедшими проводить его в последний путь. Гроб от дома на улице Белинского, 12, до Второго еврейского кладбища на Люстдорфской дороге молодежь несла на руках.
Как объяснил вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский, столь широкий резонанс творчество Семена Фруга имело потому, что основной его темой были страдания простого народа. Его называли продолжателем традиций творчества Николая Некрасова, поэтом народного горя и отчаяния, но также и надежды.
Писал он на русском языке, что значительно расширяло его аудиторию, но при этом свой дневник вел на иврите. И вообще современники о нем говорили, что думает он на идише, пишет по-русски, а мечтает на иврите.
«Имя Семена Фруга остается знаковым для истории еврейской литературы. Остались его страстные народнические, вдохновленные идеями просвещения и раннего сионизма (палестинофильства) стихи, которые обожала молодежь, рассказы и фельетоны на самые острые актуальные темы того времени, которое в истории евреев называется «эпохой погромов» (1881 – 1910 гг.), вся творческая жизнь Фруга совпала именно с этой эпохой», – отмечает ведущий методист Литературного музея Анна Мисюк.
Вершины популярности Семен Фруг достиг на рубеже веков. А последовавшие вскоре после его смерти бурные события революции и гражданской войны почти затмили память о нем…
Фактически исчезла и память материальная. Надгробие из черного мрамора, установленное на могиле Семена Фруга в 1916 году, исчезло во время оккупации (как и многие другие памятники из ценных материалов). Его украли и вывезли в Бухарест. После войны надгробие нашлось в Румынии, но в Одессу его так и не вернули, поскольку тогдашние городские власти сообщили о ликвидации Второго еврейского кладбища. Тогда по решению румынской еврейской общины надгробие было отправлено в Израиль, где установлено среди других мемориалов на Аллее поэтов в Тель-Авиве.
Когда в начале 1970 годов началось уничтожение Второго еврейского кладбища, останки Семен Фруга, ткак и еще нескольких знаменитых евреев (например, писателя Менделя Мойхер-Сфорима или революционеров братьев Кангун, были перенесены на расположенное напротив Второе христианское кладбище (тогда – Интернациональное). На его могиле было установлено, мягко говоря, «очень скромное надгробие», которое к нынешнему времени практически разрушилось.
И если бы не инициатива Михаила Пойзнера, то память о Семене Фруге в Одессе и вовсе бы, наверное, исчезла. К столетию со дня смерти поэта и публициста известный краевед организовал сбор средств на создание нового надгробия, которое дизайнер Леонид Брук постарался сделать похожим на то, что теперь находится в Израиле. А сегодняшнее событие без преувеличения стало возвращением одного из ярких имен в истории Одессы, возвращением памяти, чуть было не утраченной навсегда.
Олег ВЛАДИМИРСКИЙ, фото автора.
10.10.2016 | Социальная сфера
Мэрия: получение жилищных субсидий в Одессе под угрозой – выделенные суммы почти исчерпаны