26.04.2016 | Общество
В Кембридже расшифровали и исполнили средневековые песни возрастом в тысячу лет (видео)
Музыка, как неотъемлемая часть истории человечества может рассказать о многом тому, кто в состоянии ее прочесть. Но система записи в виде привычных нам нот начала появляться лишь в 11 веке.
Современный вид она окончательно обрела к 17 веку. До этого музыканты оперировали так называемыми невмами.
Проблема в том, что невма не даёт указания на высоту и длительность извлекаемого музыкантом звука, а служит только подсказкой для исполнителя, который уже запомнил мелодию. То есть всё, чем могут оперировать современные учёные и музыканты, пытаясь послушать саму душу давних времён – это сложнейшие головоломки, требующие скрупулёзной расшифровки.
Доктор Сэм Барретт (Sam Barrett), работающий на Музыкальном факультете Кембриджского университета, положил 20 лет своей жизни, разгадывая одну из таких головоломок, а именно произведения, написанные в 11 веке на стихи из знаменитого манускрипта Боэция "Утешение философией" (De consolatione philosophiae).
Римский политик и философ Аниций Боэций создал это лучшее своё сочинение, содержащее стихи и прозу, в шестом веке в ожидании казни за государственную измену. Так случилось, что оно стало одним из популярнейших произведений в Средние века и оказало мощное влияние на европейскую литературу. Его переизданием занимались многие видные исторические деятели, например, король Альфред Великий, поэт Джефри Чосер, королева Елизавета Первая и многие другие. Так в 11 веке появилось издание "Утешения философией", в котором стихотворные строки были положены на музыку и записаны в невмах.
Издание спокойно хранилось в библиотеке Кембриджа, но в 1840 году один из важных для расшифровки невм листов был вывезен и на долгое время потерян. Спустя 142 года в 1982-м он был случайно обнаружен британским историком Маргарет Гибсон (Margaret Gibson) в библиотеке во Франкфурте и через некоторое время был возвращён в Кембридж.
Только после этого доктор Барретт смог приступить к сбору удивительной мозаики из невм, исторических сведений, традиций звукопередачи и особенностей исполнения воедино. "Без этого невероятно удачного случая было бы намного труднее восстановить песни", — отмечает он в пресс-релизе университета.
Когда расшифровка музыки была закончена на 80-90%, к работе подключись профессиональные музыканты из коллектива Секвенция (Sequentia), исполняющие средневековую музыку на средневековых же инструментах. Один из его учредителей и участников Бенджамин Бэгби (Benjamin Bagby) также является руководителем проекта "Потерянные песни", в рамках которого, собственно, и ведётся восстановление различных музыкальных произведений древности.
Именно в исполнении Секвенции 23 апреля 2016 года в Кембридже люди снова смогли услышать звуки музыки, которая была погребена под толщей времени в тысячу лет.
Фото, видео: Cambridge University
По публикациям UkrNet