17.06.2015 | Наука
Ученые расшифровали сотни граффити в древнем городе Афродисиас
Сотни граффити, созданных между 350 и 500 годами н. э., были найдены на территории современной Турции на месте древнегреческого города Афродисиас.
Раскопки и изучение наскальной живописи проходят под эгидой Нью-Йоркского университета, всего было обнаружено более 2000 граффити. Большинство выполнено в то время, когда город был частью Римской и Византийской империй. Рисунки и надписи дают представление о жизни людей, населявших Афродисиас более 1500 лет назад. Тематически они посвящены гладиаторским боям, гонкам на колесницах, религии и сексу.
В рамках лекции в Торонто руководитель исследования профессор Ангелос Ханиотис рассказал о ходе работ и дал характеристику расшифрованным рисункам: «Граффити являются продуктом мгновенных ситуаций, часто они рисовались ночью и были процарапаны людьми ради забавы, в состоянии волнения или возбуждения, а возможно, и в опьянении. Из-за этого возникают сложности с интерпретацией этих рисунков. Но по этой же причине они необычайно ценны. Они передают голоса и чувства людей в камне».
По словам ученого, особенно многочисленны граффити, изображающие сцены гладиаторских боев. Обычно изображаются два вида гладиаторов: ретиарии, вооруженные трезубцами и сетями, противостоят секуторам — воинам с мечами и щитами. Хотя город был частью Римской империи, люди в Афродисиасе говорили в основном по-гречески. «Обилие образов гладиаторов не оставляет сомнений в том, что жестокие игры римлян пользовались популярностью и в культуре греческого Востока», — поясняет Ангелос Ханиотис. По его мнению, сцены поединков рисовали зрители вскоре после увиденного на арене, запечатлевая тем самым свои эмоции от битв гладиаторов.
Другим популярным сюжетом в граффити Афродисиаса были гонки на колесницах. В городе существовало три гоночных клуба, которые конкурировали друг с другом, — их называли красные, зеленые и синие. Надписи на камнях сохранили горделивые сообщения о победах и стенания о поражениях: «Победа красных», «Плохие годы для зеленых», «Фортуна на стороне синих».
Еще одна распространенная тема наскальной живописи в Афродисиасе — религия. Расшифровывая рисунки и надписи на скалах, ученые наблюдали за борьбой представителей трех верований. «Христиане, евреи и сторонники политеизма соревновались в Афродисиасе и оставляли граффити для поддержки тех, кто задается вопросами: есть ли бог и как мы можем достичь лучшей загробной жизни?» — рассказал Ханиотис. Так, на языческой статуе скульптор-христианин выбил аббревиатуру, означающую «Мария рождает Иисуса», тем самым высказав свое неодобрение сторонникам политеизма. На другом рисунке к христианскому кресту последователи старой религии подрисовали собственный символ веры — двойной топор, который был знаком Карийского Зевса и встречался на местных монетах. В заброшенном храмовом комплексе археологи смогли найти изображение ханукальной меноры — светильника, который зажигают евреи на праздник Ханука. Ученые полагают, что это одно из самых ранних изображений этого священного символа израильтян, его вырезали в камне местные торговцы-евреи.
Попадались археологам и эротические граффити. На одном из фрагментов городской стены рядом с лицами людей изображены многочисленные фаллосы разных размеров.
Как отмечает Ангелос Ханиотис, эпоха граффити закончилась с приходом Юстиниана Великого, который стал византийским императором в 527 году н. э. Он ограничил и запретил политеизм и еврейские практики, а сам город Афродисиас, названный в честь богини Афродиты, переименовал в Ставрополис, что означает «город креста». Количество граффити при нем резко сократилось, а в VII веке город был окончательно заброшен, благодаря чему наскальная живопись в хорошем состоянии дошла до наших дней.
Раскопки на территории Афродисиаса ведутся с 1962 года и продолжаются до сих пор. Об исследовании Нью-Йоркского университета пишет издание The Live Science.
По публикациям UkrNet
17.06.2015 | Криминал