Второй Фестиваль Исторической реконструкции и исторического фехтования "Белый Бастион" состоится в Белгороде-Днестровском 14-16 сентября 2012 г.
«Белый бастион» является фестивалем средневековой культуры, целью которого является развитие и популяризация движения реконструкции в Украине. А также привлечение внимания людей к археологическим памятникам Украины, одним из которых является Белгород – Днестровская крепость.
Организаторы фестиваля: клуб исторической реконструкции и исторического фехтования «Белый град» и коммунальное предприятие «Фортеця», г. Белгород-Днестровский.
Материал о первом фестивале 2011 г.
Фестиваль исторической реконструкции и исторического фехтования «Белый бастион», впервые прошедший в Аккерманской (Белгород-Днестровской) крепости с 15 по 18 сентября 2011 года, станет традиционным.
Об этом в интервью корреспонденту информационного агентства «Вікна-Одеса» сообщил Никита Петраков, директор областного коммунального предприятия «Фортеця», в ведении которого находится памятник истории и архитектуры национального значения. По его оценке, «фестиваль себя оправдал» — как с точки зрения впечатлений участников и зрителей, которых собралось даже больше, чем рассчитывали организаторы, так и с сугубо финансовой. И «хотя еще есть, над чем работать», устроители «Белого бастиона» уже решили сделать его традиционным.
Организовали фестиваль клуб исторической реконструкции и исторического фехтования «Белый град» (г. Белгород-Днестровский) и КП «Фортеця» — при поддержке управления охраны объектов культурного наследия Одесской областной госадминистрации. «Белый бастион» прошел в формате «Живая история», погрузив, как и обещали изначально устроители, участников и гостей в атмосферу средневековья.
В крепостном дворе был разбит исторический лагерь из шатров и палаток, в которых его обитатели и жили в течение всего фестиваля. Одеты были исключительно в средневековые костюмы, пищу готовили на кострах и в печах (к слову, посетителей принимал и кабак, где подавали плов, курбан, гречневую или чечевичную кашу, также приготовленные по средневековым рецептам). А в ходе боев — рыцарских поединков, массовых сражений, турнира лучников — воины облачались в доспехи соответствующе эпохи и доблесть свою доказывали, пользуясь исключительно оружием той же поры.
Как рассказал инициатор «Белого бастиона» Павел Остапенко, младший научный сотрудник отдела археологии Северо-Западного Причерноморья Института археологии Национальной Академии наук Украины, на время фестиваля из обыденного обихода были исключены атрибуты современной цивилизации (например, мобильные телефоны). «Послабление», правда, сделали для фотоаппаратов — чтобы не лишать возможности запечатлеть все происходящее в течение четырех фестивальных дней.
Участниками первого фестиваля «Белый бастион» стали порядка полусотни любителей старины. Это люди разных профессий (экономисты, юристы, механики, строители), из разных городов — Одессы, Киева, Симферополя, Измаила, Николаева, Львова. Их объединяет не просто теоретический интерес к истории — энтузиасты исторической реконструкции занимаются кропотливым воссозданием реалий эпох, отнесенных от нынешнего дня на многие века назад, всех тех составляющих, из которых и складывалась повседневная жизнь человека. Как отмечает П. Остапенко, именно в этом и состоит главное отличие фестиваля «Белый бастион» от других.
— «Белый бастион» задумывался как фестиваль, который направлен на восстановление традиций культуры быта, — рассказывает историк. — Мы меньше ориентированы на боевую часть (хотя и это тоже должно быть, потому что это очень зрелищно, развлекает туристов, и очень много ребят занимаются именно этим, им нравится). В первую же очередь стараемся восстановить традиции искусства, ремесел, кухни, приемы и секреты изготовления тканей или посуды, словом, вещей, которые составляли быт ушедших времен и — в то же время — являются частью истории нашей страны, нашего региона, так или иначе связаны с Аккерманской крепостью.
Организаторы и участники фестиваля старались повторить, воссоздать атмосферу, характерную для стихийных средневековых торжищ, ярмарок, которые нередко возникали на перекрестках торговых путей: купцы везли свои товары, не упуская возможности что-то продать и в дороге, останавливались у таверн, постоялых дворов, свои лагеря разбивали пилигримы…
«Средневековую продукцию» — самодельное мыло, сваренное по старинным рецептам, бочонки или сундуки, только-только вышедшую из-под кузнечного молота подкову и прочее — можно было купить и на ярмарке, ставшей частью «Белого бастиона». И не только купить — самому выковать ту же подкову в ходе мастер-класса по кузнечному делу или приобщиться к искусству изготовления музыкальных инструментов, увидеть и услышать, как звучат над ристалищем колесные лиры, бандуры или кобзы.
Это еще одна из особенностей «Белого бастиона», которую тоже намерены превратить в традицию: зрители здесь могли не просто наблюдать за разворачивающимся действом. Можно было примерить средневековый костюм или доспех, пострелять из лука, попытать себя в метании сулицы (легкого копья, характерного для средневековой Руси), в соревнованиях на ловкость и силу. Не забыли здесь и о детях (многие участники и зрители были на фестивале семьями), для них придумали свою особую программу, и оказалось, что многие игры, в которые и сегодня играют сегодняшние ребята, были любимы их сверстниками еще века тому назад…
Главный же итог первого фестиваля исторической реконструкции и исторического фехтования «Белый бастион» можно сформулировать совсем коротко: он удался. И потому он непременно получит продолжение. Что ж до времени проведения, скорее всего, сроки будут сдвинуты с середины сентября на период отпусков — в этом случае, уверены организаторы, фестиваль соберет еще больше участников и зрителей.