История «Пионеров» из Одесского Дворца пионеров
История эта началась в 2004 году. Тогда на Приморском бульваре, возле Воронцовского дворца, группа археологов во главе с Андреем Добролюбским раскопала часть скульптурной композиции «Пионеры» (рис. 1).
Таких групп гипсовых статуй было две. Дворец пионеров открылся в бывшем графском жилище в 1936-м, а соответствующими произведениями монументального искусства вход в учреждение украсили 2-мя годами позже. Стройные пионеры и пионерки с одухотворенными лицами смотрели в светлое будущее, запускали самолетик и играли на горне…
Археологам достался фрагмент фигуры одного из пионеров. Краеведы быстро идентифицировали находку, так как сохранились фотографии, хорошо известные любителям одесской старины (рис. 2). Сами же советские композиции, естественно, не пережили оккупацию.
Интерес к бульварным пионерам возродился в нынешнем году, когда при работе над проектом «Старая Одесса в фотографиях» его авторы ознакомились с фотографиями из мастерской, запечатлевшими процесс изготовления этих скульптурных групп (рис. 3).
Снимки хранились в семейном альбоме Анны Петросян – внучки скульптора Михаила Петросяна. На фото видно, что над композициями трудится целая бригада. Владелица снимков указала на своего деда (на снимке слева, облокотился на доску), а искусствовед Александр Дмитренко и журналист, знаток искусства Евгений Голубовский сразу узнали одесского скульптора Мечислава Дельпеса (на снимке справа, в шляпе).
Выпускник одесского художественного института, М. Дельпес известен среди прочего тем, что занимался реставрацией лепного декора портала сцены и восстановлением росписи медальонов плафона зрительного зала Оперного театра; обновлением барельефов и художественным оформлением стен Дома ученых. Гипсовые скульптуры этого автора стояли в парках города. В частности, в парке имени Шевченко была установлена фигура теннисистки. Моделью послужила дочь Дельпеса – Шарлотта.
Парковой скульптурой занимался и М. Петросян. Он вернулся в Одессу, отучившись в Академии художеств в Петрограде. Занимался живописью и работал в бутафорном цехе на киностудии. Вместе с В. Цимерманом он стал автором фигур футболистов, которые с 1936 года украшали стадион им. Косиора (будущий «Черноморец»), других политически грамотных парковых скульптур в парке имени Шевченко и на пляже «Ланжерон»…
Во время оккупации Петросян, и Дельпес не покинули Одессу, оба продолжали работать. И в 1947-м оба были осуждены. Первый вернулся в Одессу из исправительно-трудовых лагерей в 1953 году, второй – в 1952-м.
Но кто же из них был автором гипсовых пионеров? Однозначного ответа нет. Мечислав Васильевич Дельпес в ряде документов указывает свою работу над этими композициями, не поминая никого из соавторов. Михаил Аркадьевич Петросян в автобиографии тоже не указывает соавторов, вспоминая работу над этими скульптурами. Их остатки, найденные в земле у Воронцовского дворца: часть туловища, голова и рука мальчика-пионера – сегодня хранятся в мастерской художника Евгения Голубенко (рис. 4).
Евгений ВОЛОКИН.
15.06.15.
Иллюстрации Интернет-проекта «Старая Одесса в фото»: OLD.ODESSA.UA.