01.11.2019
Об Одессе – с любовью: презентация уникальной книги

В Золотом зале Литературного музея состоялась презентация четвертого альбома из коллекции Анатолия Дроздовского «Старая Одесса в живописи и графике». Замечательное издание, как и три предыдущих.



Об Одессе и ее жителях много написано. И очень много слов можно найти, подходящих двум замечательным одесситам, авторам этой книги. Но мне наиболее точными кажутся несколько фраз из очерка «Одесса», написанным более ста лет назад острословом Петром Пильским: «Ни один город не имеет столько верных патриотов. < ... > А какой он любопытный, этот город. Заметьте, не любознательный, а любопытный. Вы знаете разницу? Она так проста. Любознательность всегда ставит вопрос: “зачем”. Любознательность – целесообразна, систематична и последовательна. Любопытство не знает ни цели, ни системы, оно знает только “почему?” И на этот вопрос ответ один: “потому что хочется знать”».



Ах, как же хочется знать, как жили одесситы сто лет назад! Как выглядели одесские улицы и дома, фонтаны и лиманы, из какой посуды ели, какие шляпки носили, какие вина выбирали, какими товарами торговали. И много о чем еще хочется знать. И кто может помочь? Кино? Книги? Машина времени?



Как ни странно, наиболее фантастический способ может оказаться самым простым. Ведь коллекция – это и есть машина времени. Вы держите в руках открытки с видами города, жестянку от консервов, которые съел почтенный одессит, может, даже ваш предок, больше ста лет назад, можете примерить шляпку, которую носила ваша пра-пра-бабушка. Где же возможно такое чудо?



В гостях у Евы Красновой и Анатолия Дроздовского. Это им подвластно чудо перемещения во времени, доступное лишь подлинным коллекционерам.



У многих ли достанет терпения, желания тратить деньги, и, наконец, удачи, чтобы собрать материальные осколки прошлого?



В середине прошлого века, когда коллекция Анатолия Дроздовского только начала складываться, занятие это вызывало подозрение – зачем советскому человеку дореволюционные открытки? А фотографии купцов или дворян? А тарелка с двуглавым орлом? А салфетка-реклама кафе Печесского с тридцатью сортами мороженого, когда любому школьнику известно, что больше восьми, ну максимум десяти, их быть не может?



В дореволюционной Одессе, как и в России, к фамилии владельца торгового дома могли добавить «и сын». Или, после смерти главы фирмы, «наследники». Но нет ни одного случая, когда добавляли бы «и жена». А вот Анатолий Дроздовский может это смело сделать. Ибо Ева Краснова – единомышленник и соавтор, как в поисках, так и в рассказах о найденном.



Если рассуждать о качествах, необходимых для коллекционера, то можно предположить следующее: любой коллекционер должен обладать аналитическим умом Шерлока Холмса – для того, чтобы вычислить место расположения сокровища. А это совсем непросто – ведь оно может найтись и в коммунальной квартире, и в богатом особняке, лежать и в магазине антиквариата, и в разложенных вокруг Староконного рынка горах всякого бесполезного на первый взгляд старого хлама.



Но это лишь первая ступень. Ибо у настоящего коллекционера к этому добавляется авантюризм Остапа Бендера, необходимый для того, чтобы обрести вожделенную вещь. Казалось бы, обретение – итог, венец поисков. Вещь занимает законное место в собрании. Но только истинный коллекционер обладает способностью Менделеева систематизировать разнородные вещи, и с их помощью, словно в сказке, оживить прошлое.



Собрали и сохранили – за одно это одесситы могут быть признательными Анатолию Дроздовскому и Еве Красновой. Но лежащие под спудом сохраненные вещи радуют лишь владельца и тех, кто удостоен чести видеть коллекцию в его доме.



Коллекция Анатолия и Евы всегда была доступна одесситам – вначале экспонаты украшали выставки всех одесских, да и не только одесских музеев.



А затем исполнилась давняя мечта – издать книгу-альбом одесских открыток. Ибо упорство истинного коллекционера в достижении цели, будь то поиск уникальной открытки или же возможность увидеть ее напечатанной, сравнимо с упорством муравья, отважно волокущего непосильный груз. Именно поэтому Анатолий Дроздовский и Ева Краснова последние годы занимаются делом, на первый взгляд, неподъемным – изданием альбомов и книг.



Обладание и способность делиться знаниями, увы, не всегда совпадают. Рассказать об открытке так, чтобы читатель увлекся краткой аннотацией, как классическим детективом, почувствовал свою причастность к поиску, загадке. Чтобы вид старого дома, морского берега остался с ним навсегда, как осколок прошлого, ранивший в сердце и поразивший неизлечимой болезнью – любовью к истории родного города. Такое умение дано немногим. И в полной мере обладают им Анатолий Дроздовский и Ева Краснова.



«Одесса на старых открытках. Из коллекции А.А. Дроздовского» (2006) – невзирая на немалый вес и объем, с этой книгой нужно бродить по Одессе: узнавая и удивляясь, вздыхая и восхищаясь. Книга эта сравнима с немым фильмом и вызывает такую же грусть о далеком прошлом, радость узнавания забытых черт и восторженное удивление: «Было же, было!». Но, как музыка тапера усиливала впечатление, так и в книге строгий комментарий сопровождает каждый вид. История домов, история улиц, одно и то же здание в разных ракурсах – словно кусочки мозаики, из которых складывается неповторимый и чарующий облик Одессы.



«Старая Одесса: торговля и промышленность. Из коллекции А.А. Дроздовского» (2009). Как и в предыдущей, без малого 500 страниц. Эту книгу должны особо внимательно изучать предприниматели, задавшиеся целью возродить промышленность. Ибо к началу ХХ века в Одессе, как в Греции, есть все – от заводов и фабрик до кондитерских.



Кафе Фанкони, кафе Робина, – одни названия ласкают слух старого одессита. А кафе Либмана, описанное И. Буниным! А конфеты «Братьев Пташниковых», упомянутые В. Катаевым, а сласти Дуварджоглу, воспетые в стихах С. Липкина. Авиация, автомобили, аптеки, парфюмерия и табак, водка и чай, фарфор и граммофон, ювелиры и часовщики, генеральное общество французской ваксы и паровая макаронная фабрика – «все, чем славна земля из края в край…что выносит на берег пенистый прибой одесского моря», как писал Исаак Бабель.



Третий альбом «Старая Одесса. Фотографы и фотографии» (2013). В Одессе любили быть первыми во всем. И если дагерротип появился в 1839, то здесь в 1843 году работали сразу три мастера. А в 1891 было основано фотографическое общество. В коллекции А. Дроздовского представлены и дагерротипы, и фотографии, и документы Фотографического общества.



На паспарту одесских мастеров – медали всех иностранных выставок. И лица наших предков, одесситов. Ведь знаменитая архитектура Одессы, прославленные банкирские дома, заводы, торговые дома – то, что создано их руками. И благодаря этой книге мы можем увидеть лица создателей, творцов, обывателей, картежников, маклеров. Это они создали и город, и легенду о нем.



Прославленные имена и неизвестные, простые одесситы – только на фотографии можно увидеть, какими были они: утонченный аристократ и разбогатевший крестьянин, жгучий итальянец и еврей с чадами и домочадцами, гимназист и курсистка, дворник и офицер. Среди уникальных снимков коллекции: митинги 1917 года, улицы Одессы времен гражданской войны. Серия фотографий Одессы 1930-х годов и неимоверная редкость – кадры Одессы времен немецкой оккупации 1941-44гг.



Казалось бы, что к этому можно добавить?



В очередной раз почетный член Одесского общества коллекционеров, Заслуженный филателист Украины Анатолий Дроздовский и научный сотрудник Одесского национального университета Ева Краснова доказывают, что многое. Собранное ими словно стеклышки калейдоскопа – при новом повороте появляются новые грани, складывается иная картина, поражающая и восхищающая, и – неповторимая.



Гравюры и литографии начала ХІХ века, первые изображения Одессы, порта, первые карты города, старые ноты и экслибрисы одесских коллекционеров – это новые осколки одесской мозаики, позволяющие нам, современникам, увидеть прошлое.



Увидеть – и восхититься. И нашим прекрасным городом, и теми, кто помог прикоснуться к прошлому – Анатолием и Евой.



Алена Яворская, научный сотрудник Одесского литературного музея.



Дата съемки: 1.11.2019.



Фото: Евгений Волокин.



О том, как приобрести новый альбом «Старая Одесса в живописи и графике», читайте здесь.