поделиться:
24.06.2019
«Ах, какое городу оказано внимание»: премьера в Музкомедии

Звучит увертюра, поднимается занавес, и зритель видит… еще один занавес. Впрочем, удивляться не приходится – ведь мы пришли смотреть пьесу о театре. И должны почувствовать себя не только зрителями современного Одесского театра музыкальной комедии, но и посетителями уездного театра XIX века.

Но вот и этот занавес поднят, и на сцене открывается провинциальный железнодорожный вокзал, толпа восторженных поклонников, пришедших встречать приехавшую на гастроли известную актрису. «Ах, какое городу оказано внимание! Все сердца наполнены сладким ожиданием», – поет хор. И зритель тоже замирает в ожидании…

В Одесской музкомедии поставили мюзикл по пьесе Александра Николаевича Островского «Без вины виноватые».

Уже само это известие вызвало чувства широчайшего диапазона – от жгучего интереса (новая постановка хорошего и хорошо интересного драматического произведения всегда вызывает жгучий интерес. А Островский, без сомнения, – высококлассная драматургия) до скепсиса (да ладно, вы всерьез считаете, что из Островского можно сделать мюзикл?).

Скажем сразу: скептики были посрамлены. Автор либретто и стихов Г. Котов и постановщик спектакля – главный режиссер театра Владимир Подгородинский счастливо избежали соблазна перенести действие в другое время, другое место, другие обстоятельства. И вообще, вместо пьесы А.Н. Островского представить зрителям свои фантазии на темы пьесы А.Н. Островского. Ряд сцен (в частности, первое действие) не вошли в либретто, ряд – добавлен, но сделано это очень аккуратно, бережно и уважительно к оригиналу. Тексты песен удачно вписались в ткань классической пьесы, не диссонируют с ней, а добавляют «изюминку».

Музыка Александра Кулыгина, несколько компилятивная (в ней слышатся темы хорошо известных мелодий), но запоминающаяся. Уже первые аккорды настраивают зрителя на нужный лад.

В последнее время мы привыкли, что спектакли оформляются в стили минимализм. Или, говоря проще, «бедненько, но с фантазией». «Без вины виноватые» – не тот случай. Декорации к спектаклю (художник-постановщик – заслуженный художник Украины Станислав Зайцев) просто великолепны. Стильные, соответствующие духу эпохи, в которой происходит действие, и работающие на замысел постановщика.

Нужно отметить также хореографию Ольги Навроцкой. Как и во всех последних постановках, в спектакле танцуют все – балет, актеры, артисты хора. Из хореографических номеров особенно впечатлила сцена борьбы нубийца с пантерой (артисты балета Дина Песоцкая и Владимир Кудлай).

Я попала в театр на второй премьерный день, когда играл не скажу второй – другой состав. Заслуженная артистка Украины Алина Семенова великолепно исполнила роль главной героини – известной актрисы Елены Ивановны Кручининой (Любови Ивановны Отрадиной, девицы благородного происхождения). Как всегда, бесподобен в роли уездного барина, покровителя актеров (а особенно – актрис) Нила Стратоновича Дудукина был Тимофей Криницкий. Очень убедительна в роли примы провинциального театра, интриганки Нины Павловны Коринкиной Ирина Ковальская.

Актеры, игравшие роли второго плана, были не только под стать исполнителям главных ролей, но в некоторых случаях и превзошли их. Казалось бы, всего одна сцена и несколько реплик у Виталия Платова, игравшего Мухобоева, а сколько комизма! Очень хорош и Андрей Мирошниченко в роли «комика и злодея» Шмаги. Его дуэт с Александром Кабаковым (Незнамов) заставил зал смеяться.

Но настоящий мастер-класс показала заслуженная артистка Украины Тамара Тищенко в роли Галчихи. Я бы обязала молодых актеров смотреть, как она исполняет эту роль. Столько трагизма и боли в ее игре, что – мурашки по коже!

Оставим занудам мелкие придирки вроде сюртука на Ниле Стратоновиче, когда Коринкина пеняет ему за новый фрак, надетый для визита к Кручининой. Или сережку, победно поблескивающую в ухе у одного из танцоров. Фрак фраком (кто еще заметил несовпадение текста и «картинки»?), но украшение лучше было бы снять…

Цветы и долго не смолкающие аплодисменты и крики «Браво!» актеры и постановщики спектакля заслужили по праву.

Инна Кац.

Дата съемки: 14.06.2019.

Фото: Борис Бухман (фото предоставлены Одесским академическим театром музыкальной комедии им. М. Водяного).

поделиться: