Выставка в Одессе 1910 года

Жетон «Выставка в Одессе»

Жетон «Выставка в Одессе»

Карманные часы в память выставки

Карманные часы в память выставки

Жетон «Выставка в Одессе» работы Л. Пахмана

Жетон «Выставка в Одессе» работы Л. Пахмана

Жетон «Цветочное корсо»

Жетон «Цветочное корсо»

Жетон «Цветочное корсо»

Жетон «Цветочное корсо»

Жетон «В память одесской выставки 1910 года»

Жетон «В память одесской выставки 1910 года»

Жетон «В память об одесской выставке 1910 г.»

Жетон «В память об одесской выставке 1910 г.»

Жетон «Память выставки гор. Одессы 1910 года»

Жетон «Память выставки гор. Одессы 1910 года»

Жетон к выставке Генри Редерер

Жетон к выставке Генри Редерер

Жетоны выставки

Жетоны выставки

Из всей коллекции медалей и жетонов некоторым тематическим группам я отдавал особое предпочтение. Одна из них, самая многочисленная, — футбольные жетоны и знаки. Другую группу составляли одесские учебные заведения. Но постепенно прорисовалась еще одна, весьма небольшая, однако, меня, как архитектора, особенно привлекавшая — медали и жетоны с изображениями одесских зданий и сооружений. И хотя их насчитывалось весьма немного, но вместе с идентичными видами на дореволюционных открытках и фотографиях, это, как говорили в Одессе, было «что-то с чем-то».

В память открытой в 1910 году в Александровском парке Всероссийской фабрично-заводской, ремесленной и художественной выставки было выпущено более двадцати разнообразных жетонов.

Один из них представляет собой пластинку в виде горизонтально расположенного прямоугольника, обрамлённого незакрытым снизу венком из лавровых веток. В пределах прямоугольника гравёр-ювелир Людвиг Пахман поместил изображение главного фасада административного здания выставки. Под ним надпись: «ВЫСТАВКА В ОДЕССЕ». Вверху выбита дата: «1910».

В честь такого долгожданного масштабного события было издано множество почтовых открыток с изображениями разных видов выставки и павильонов, в Лейпциге была отпечатанная цветная литография художника Макса Герцога с общим видом выставки с птичьего полёта, рекламные марки, серебряные карманные часы с эмблемами выставки и множество других памятных художественно исполненных артефактов.

Выпущенный в 1910 году «Путеводитель по выставке 1910 года в Одессе» предварил свое путешествие по ее аллеям и площадям обширной предысторией. В частности, там писалось, что мысль об устройстве выставки возникла среди членов Одесского отделения Императорского Русского технического общества еще в конце 1902 года. И уже через несколько месяцев были даже разработаны программа и проект положения о выставке, которой, однако, суждено было осуществиться лишь спустя семь лет.

Причиной тому послужили политические забастовки, охватившие ряд крупных городов России, в том числе и Одессу; русско-японская война, обострившая кризис в стране и еще более ухудшившая положение рабочего класса, а также черносотенные погромы в октябре 1905 года, когда в одной только Одессе было разгромлено свыше 1500 квартир и лавок ремесленников и убито около 400 человек.

Все эти события и привели к тому, что только в июне 1909 года в Техническом обществе на заседании распорядительного комитета был окончательно решен вопрос об открытии в 1910 году фабрично-заводской, ремесленной и художественной выставки совместно с сельскохозяйственным отделом, устраиваемым Императорским обществом сельского хозяйства Южной России.

С целью оживления промышленности, торговли и сельского хозяйства края после пережитого экономического кризиса было решено привлечь к участию на выставке иногородних и иностранных экспонентов с предоставлением им льготного тарифа для доставки экспонатов по железной дороге, бесплатного провоза их обратно, а также права беспошлинного ввоза зарубежных товаров.

Одесским городским общественным управлением был отведен необходимый для устройства выставки участок земли в Александровском парке.

И вот 25 мая 1910 года газета «Одесский листок», почти полностью посвященная открытию выставки, поместила восторженную статью известного журналиста и библиографа Александра Михайловича де Рибаса, не лишенную, впрочем, и некоторого сарказма:

«Сегодняшний день Одесса с полным правом может считать высокоторжественным праздничным днем. Сегодня над территорией выставки весело взвивается флаг, и там, где несколько месяцев тому назад были пустынные дорожки заброшенного парка, там сегодня очарованному взору зрителя представится длинный ряд красивых павильонов и киосков — свидетельство кипучей энергии, таланта и трудолюбия устроителей и участников выставки... Но из песни слов не выкинешь — приходится вспомнить, что на сегодняшнем торжестве «отцы города» по праву должны занять самое последнее, самое «непочетное» место...

Пусть темнота, узость кругозора, несознательность послужат извинением «отцам города», не понявшим великого значения для Одессы настоящей выставки...
С некоторого времени принято хоронить Одессу. О ее торгово-промышленном значении говорят не в настоящем и будущем, а только в прошедшем. В будущем скептики не видят ничего хорошего для Одессы...

Блестящим ответом всем этим скептикам является настоящая выставка».

Участие в ней Москвы, Петербурга, многих русских губерний, различных фирм Германии, Австрии, Франции, Англии, Бельгии и других стран лишило одесскую выставку краевого характера и придало ей колорит международной.

Более 1300 экспонентов разместились на площади в 17 десятин (18,5 гектара) в выставочных зданиях и павильонах самых разнообразных архитектурных стилей, размеров и форм.

Главный вход на выставку — полукруглая арка с примыкавшей к ней башней, увенчанной деревянным куполом в виде шлема русского витязя, — был выдержан в древнерусском стиле. Здесь павильон в стиле рококо московской парфюмерной фабрики соседствовал с напоминавшим минарет павильоном одесской мукомольной фирмы; изящный павильон в стиле Людовика XVI французской фирмы шампанских вин — с павильоном в стиле модерн чайной фирмы «Караван», а павильон в так называемом древнегерманском стиле одной мануфактурной фирмы — с павильоном восточных сладостей в древнеегипетском стиле.

Привлекали к себе внимание выполненный в помпеанском стиле по проекту академика
архитектуры А.В. Щусева художественный павильон и павильон пивоваренного завода, составленный в виде шпиля из десяти пивных бочек разных размеров; павильон-мельница и павильон-бутылка; мраморный павильон гильзовой фабрики и павильон, выполненный из чугуна чугунолитейного завода; павильон под названием «царь-самовар», выполненный в виде увенчанного чайником гигантского самовара, и павильон, в котором демонстрировался «процесс выращивания недоношенных детей в специально приспособленных для этого закрытых со всех сторон стеклянных ящиках»

Своеобразными достопримечательностями выставки были так называемый светящийся фонтан, струи которого, окрашиваемые по вечерам в различные цвета, принимали «самые неожиданные формы, превращаясь в фантастические фигуры и целые феерические картины», а также прообраз современного эскалатора — «движущийся тротуар, представлявший собой деревянную ленту, приводимую в движение специальными электрическими машинами», и служивший для подъема посетителей на мост, переброшенный через дорогу, разделявшую две соседние части выставки — главную территорию и Михайловскую площадь.

Для «надобностей противопожарных» по территории выставки были проложены трубы «особого морского водопровода».

Закрытие выставки, на которой побывало около 700 тысяч «платных посетителей», состоялось 3 октября, а 14 октября в ответ на ходатайство Технического общества было получено разрешение министра торговли и промышленности на продолжение выставки в 1911 году.

Виктор КОРЧЕНОВ.
Иллюстрации предоставлены автором.

14.10.2019.

Другие публикации в рубрике «Записки одесского архивариуса» смотрите здесь.

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300