Творцу «Науки побеждать»

Медаль в честь открытия памятника графу А.В. Суворову-Рымникскому в Рымнике (Румыния)

Медаль в честь открытия памятника графу А.В. Суворову-Рымникскому в Рымнике (Румыния)

...Памятная медаль из светлой бронзы. На ее лицевой стороне — изображение конной статуи А.В. Суворова на высоком пьедестале и надпись по кругу: «В честь открытия памятника графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому на поле сражения под Рымником, 1789–1913».

Скульптор Б.В.Эдуардс

Скульптор Б.В.Эдуардс

На оборотной стороне — обрамленный лавровыми и дубовыми ветками варяжский щит, аналогичный помещенному на самом монументе. Надпись на щите гласит: «Повелением Государя Императора Николая II, самодержца Всероссийского, сооружен в лето 1913». По кругу мелким шрифтом выбито: «Создал и соорудил художник-скульптор Б.В. Эдуардс из г. Одессы». Все надписи выполнены на русском и румынском языках.

Рассматривая медаль, невольно вспоминаешь памятник великому русскому полководцу в Измаиле, а также выпускавшиеся в 30-х годах предыдущего столетия фотооткрытки, на которых точно такая же конная статуя запечатлена на фоне здания Одесского Народного художественного музея, бывшего дворца Потоцкого.

Рымник, Одесса, Измаил... Какая же все-таки связь между этими тремя монументами?

Скульптор Б.В.Эдуардс в своей мастерской

Скульптор Б.В.Эдуардс в своей мастерской

В октябре 1909 года членами Одесского отдела Императорского Русского Военно-Исторического общества, среди которых находился и скульптор Б.В. Эдуардс, была организована поездка в Румынию для ознакомления с театром минувших сражений. Там, в районе небольшой реки Рымник, у села Тыргу-Кукули, 11 сентября 1789 года соединенные двадцатипятитысячные русско-австрийские войска (русских — семь тысяч, австрийцев — восемнадцать тысяч) под командованием А.В. Суворова одержали решительную победу над стотысячной турецкой армией. За это сражение выдающийся полководец был возведен в графское достоинство и стал именоваться Рымникским.

И вот спустя 120 лет впервые высказывается предложение о необходимости создания монумента на Рымникском поле. Осуществить эту идею поручают Эдуардсу. Уже тогда он был широко известен не только как ваятель многочисленных мраморных скульптур, но и как признанный автор памятников Суворову в Очакове, инженеру и археологу А.Н. Полю в Кривом Роге, Пушкину и Гоголю в Харькове, доктору Андреевскому и Екатерине II в Одессе. Им были отлиты бронзовые скульптурные украшения для музея Севастопольской обороны, гробниц адмиралов Лазарева, Нахимова, Корнилова и Истомина во Владимирском соборе и многие другие.

Его мастерская, существовавшая с 1883 года и помещавшаяся в собственном доме по Софиевскому переулку, 3, являлась одновременно и цехом, где скульптор проектировал, лепил и отливал из бронзы свои произведения.

21 ноября 1909 года Эдуардс телеграфирует в Ливадию генерал-лейтенанту Мосолову, стоявшему во главе ведомства по приему прошений и неизменно сопровождавшему царя во всех его путешествиях, испрашивая разрешение представить «на высочайшее благовозрение» проект памятника Суворову в Рымнике.

3 декабря проект был одобрен, и скульптор приступает к изготовлению модели, которая в ноябре следующего года утверждается царем, но при условии замены кавалерийского коня на коня донской казачьей породы. Спустя месяц военное ведомство разрешает отпустить Эдуардсу для памятника «лом латуни от ружейных и револьверных гильз в количестве 4920 пудов из Кременчугского артиллерийского склада».

Торжественная закладка монумента состоялась 26 мая 1911 года в празднично декорированной тропическими растениями мастерской скульптора. Праздничное убранство являлось как бы общим фоном для выставленных здесь эскизов, моделей и приготовленного уже каркаса будущей статуи. На торжествах был зачитан текст металлической закладной доски, которую предстояло замуровать в фундамент. Заканчивался он обращением к грядущим поколениям: «Да послужит сей монумент в назидание потомству о славных подвигах русской рати. Пусть навеки красуется великий вождь русской армии на поле битвы, политом кровью русских чудо-богатырей».

Памятник А.В. Суворову на Рымникском поле. Журнал «Искры» за 10 ноября 1913 г.

Памятник А.В. Суворову на Рымникском поле. Журнал «Искры» за 10 ноября 1913 г.

Памятник А.В. Суворову в Одессе. 1940-е гг.

Памятник А.В. Суворову в Одессе. 1940-е гг.

Памятник А.В. Суворову в Измаиле

Памятник А.В. Суворову в Измаиле

Памятник А.В. Суворову в Тульчине Винницкой области

Памятник А.В. Суворову в Тульчине Винницкой области

Памятник А.В. Суворову в Одессе. Воссоздан в 2012 г.

Памятник А.В. Суворову в Одессе. Воссоздан в 2012 г.

6 ноября 1913 года на Рымникском поле сражения в присутствии румынских властей и депутаций от русской армии состоялось торжественное открытие памятника. Установленный на высоком холме, он прекрасно обозревался со стороны проходившей невдалеке железной дороги, напоминая о героическом прошлом великого полководца, покрывшего громкой славой русское имя далеко за пределами его родины.

Суворов запечатлен привставшим на стременах своего осаженного дончака в тот решающий момент боя, когда взмахом руки с зажатой треуголкой он подает коннице знак к последней атаке на засевшего в окопах неприятеля.

Конная статуя была установлена на высоком пьедестале из красного финского гранита. Его боковые грани украшали бронзовые барельефы, изображавшие различные моменты кавалерийской и пехотной атаки.

На передней грани пьедестала, выше варяжского щита, был высечен крест, задуманный как вечное напоминание об установленном сразу после победы над турками деревянном кресте — самом первом и самом незатейливом памятнике русским воинам на румынской земле. Сзади была установлена бронзовая доска с перечислением участвовавших в сражении суворовских полков.

Рымникский памятник был высоко оценен специалистами. Скульптор получил множество поздравлений, в том числе и такую телеграмму: «Радуюсь заслуженному успеху доблестного художника. Илья Репин».

В честь открытия монумента была выбита памятная медаль, также выполненная по рисункам Эдуардса. Незадолго перед открытием конной статуи, в ответ на рассылаемые скульптором фотографии и медали с изображением памятника, в одном из отзывов говорилось: «Глубокоуважаемый Борис Васильевич! Сегодня получил присланные Вами фотографические снимки сооруженного в Рымнике памятника генералиссимусу Суворову и высокохудожественную настольную медаль, исполненную Вами в память означенного события...» Именно этот документ и дает основание считать ваятеля автором медали.

Отчеканена она была в Штутгарте в медальерной мастерской Майера и Вильгельма, на что указывают помещенные под обрезом лицевой стороны буквы M.&W.St.

Но памятнику, к сожалению, была предначертана печальная участь. Через восемь месяцев началась Первая мировая война, во время которой его демонтировали и вывезли. Однако творение художника осталось жить в других воплощениях.

Вскоре после открытия монумента в Рымнике Эдуардс приступает к работам по увековечению памяти полководца в городе Измаиле. Конную статую он собирался оставить без изменений. Лишь боковые барельефы должны были отображать различные эпизоды штурма Измаильской крепости.

Торжественная закладка второго памятника состоялась в Измаиле на Соборной площади 15 июня 1914 года, ровно за месяц до того, как Австро-Венгрия объявила Сербии войну. Военные действия и последовавшая за ними оккупация Бесарабии помешали осуществлению замысла. Вскоре в России случилась революция, в 1919 году Эдуардс эмигрировал на Мальту, и полностью готовая скульптура осталась в Софиевском переулке.

Об этом напоминают сейчас мало кому понятные строки в «Записных книжках» Ильи Ильфа, который жил в то время неподалеку на Софиевской улице: «Во дворе была когда-то скульптурная мастерская. И до сих пор стоит посреди жилтоварищеского дома конная статуя Суворова...»

Так и простояла там полностью готовая скульптура до середины 30-х годов, пока не была поставлена на газоне перед портиком одесского Художественного музея на обыкновенных деревянных подкладках.

В 1945 году по постановлению Совнаркома Украины конная статуя была перевезена в Измаил и установлена на центральном проспекте, носящем имя великого русского полководца.

Фельдмаршалу и генералиссимусу Суворову, творцу классической «Науки побеждать», в 1954 году в городе Тульчине Винницкой области был воздвигнут еще один памятник. Его скульптурная часть являет собой точную копию выполненной академиком Эдуардсом конной статуи — вершины творчества большого мастера.

И, наконец, в 2012 году памятник Суворову был воссоздан в Одессе — родном городе Бориса Васильевича Эдуардса.

Виктор КОРЧЕНОВ.

04 апреля 2019 г.

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300