Театр Форкати

Первый летний театр в Одессе по плану архитектора В.Ф. Мааса. Боковой фасад. Рисунок К. Тихомирова в журнале «Всемирная иллюстрация». 1880 г.

Первый летний театр в Одессе по плану архитектора В.Ф. Мааса. Боковой фасад. Рисунок К. Тихомирова в журнале «Всемирная иллюстрация». 1880 г.

Первый летний театр в Одессе по плану архитектора В.Ф. Мааса. Главный вход и терраса. Рисунок К. Тихомирова в журнале «Всемирная иллюстрация». 1880 г.

Первый летний театр в Одессе по плану архитектора В.Ф. Мааса. Главный вход и терраса. Рисунок К. Тихомирова в журнале «Всемирная иллюстрация». 1880 г.

Театр Форкати и деревянная терраса, соединяющая Николаевский бульвар с театром. Выкадровка фотографии на старой открытке

Театр Форкати и деревянная терраса, соединяющая Николаевский бульвар с театром. Выкадровка фотографии на старой открытке

Театр Форкати и деревянная терраса, соединяющая Николаевский бульвар с театром. Выкадровка старой фотографии

Театр Форкати и деревянная терраса, соединяющая Николаевский бульвар с театром. Выкадровка старой фотографии

Вид с бульвара на Портовую Николаевскую церковь, театр Форкати и порт. Рисунок Леона Бенетта к роману Жюля Верна «Упрямец Керабан». 1883 г.

Вид с бульвара на Портовую Николаевскую церковь, театр Форкати и порт. Рисунок Леона Бенетта к роману Жюля Верна «Упрямец Керабан». 1883 г.

Первый летний театр в Одессе

В начале прошлого 1879 года одесская городская дума единогласно разрешила даровитому провинциальному артисту Виктору Людвиговичу Форкати взять в арендное содержание на 12 лет совершенно запущенный участок земли, расположенный в самом центре города Одессы, внизу Николаевского бульвара, по правую сторону от гигантской лестницы, ведущей в порт. Главным пунктом контракта, заключенного по этому поводу с городом, было обязательство для г. Форкати построить на этом куске земли в пятимесячный срок со дня заключения контракта большой деревянный театр.

Получив разрешение, г. Форкати энергически принялся за дело. Постройку театра он поручил архитектору Василию Федоровичу Маасу, окончившему курс в с.-петербургской академии художеств и заслужившему себе в Одессе большую популярность изяществом, вкусом и прочностью всех своих работ.

План театра, составленный В.Ф. Маасом, и рисунок которого мы при сем представляем, был единогласно утвержден городским строительным отделением и думою.

План театра, как это видно из прилагаемого рисунка, составлен в русском стиле. Сочетание мотивов, легкость и красивость отделки, прочность основания и скрепов свидетельствуют о разносторонней образованности архитектора. По своим размерам и оригинальности, театр этот принадлежит к числу весьма замечательных зданий.

Потолочные балки имеют семь саженей, не считая подпор. Сцена, построенная из брусев в виде сруба и похожая на избу, пригодна для представлений больших опер, волшебных пьес и пр. Внутренняя сторона театра, тоже в русском стиле и долженствующая, судя по имеющимся у нас рисункам, быть украшенною простыми русскими вышивками и кумачом, представляет три этажа (два яруса по 14-ти лож и широкую галерею). Партер обширен и удобен для зрителей. Полный сбор театра при самых умеренных ценах 1500 рублей.

Оригинальная особенность этого театра та, что его боковые стороны будут совершенно открыты, что, конечно, уничтожит все неудобства вроде недостатка воздуха, жары и пр., являющиеся неизбежными спутниками всех летних закрытых театров. Впрочем. В.Ф. Маас, взявшийся с любовью за постройку этого здания, нашел еще другое средство к тому, чтобы публика, собравшаяся в театре, могла полною грудью дышать свежим воздухом.

Театр расположен фасадом против моря. Две роскошные галереи (в 104 квадратных сажени) дают возможность публике отдыхать на них во время антрактов и любоваться видом на Черное море.

С этих галерей зрелище очаровательно: вдали открытое море, слегка окаймленное на севере живописными берегами Хаджибейского залива; здесь порт с его беспрерывным шумом и движением; внизу же галерей сад Форкати, утопающий в зелени пахучих акаций и пестрящий цветами.

Этот сад, распланированный искусно рукою В.Ф. Мааса, представляет волшебный уголок. Против фасада театра, за клумбою цветов, расположена красивая и пестрая избушка — это павильон целебных минеральных вод; далее — что-то вроде турецкого киоска — это табачный магазин; по правую руку от театра возвышается изящная и обширная эстрада для оркестра. В углу сада коса, украшенная разными работами, и около нее главные ворота сада, выходящие на бульварную лестницу и поражающие своею красотою. Все эти изящные постройки сделаны тем же архитектором Маасом.

К тем особенностям этого театра, которые мы уже описали, надо прибавить еще следующую: по инициативе изобретательного В.Ф. Мааса, В.Л. Форкати согласился соединить крышу театра, находящуюся в уровень с верхнею террасою Николаевского бульвара и отделенную от нее пространством в 9 саженей длины — посредством роскошной террасы в 9 саженей длины и 10 ширины, украшенной декоративными растениями. Терраса эта будет спускаться верандами по обеим сторонам театра, что значительно облегчит спуск в сад и даст возможность публике еще с большей высоты, чем с галерей, любоваться видом на открытое море.

План этот одобрен недавно одесскою городскою управою, но осуществление его будет зависеть от денежных средств предпринимателя.

А. де Р.*

*) Александр Михайлович Дерибас.

Журнал «Всемирная иллюстрация», 10 мая 1880 г.


О других театрах Одессы смотрите здесь.

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300