Одесское фотографическое общество

Справа — моя мама Галюзман Надя со старшей сестрой Викой. Одесса, 1909 год

Справа — моя мама Галюзман Надя со старшей сестрой Викой. Одесса, 1909 год

Кому из нас не приходилось трепетно рассматривать старые фотографии своих мам, пап, дедушек и бабушек? А кому, слава Богу, повезло на предмет сохранения семейных
реликвий, то прадедушек и прабабушек. Вначале — совсем маленьких, потом — заметно повзрослевших, в белоснежных подвенечных платьях, барышень или тревожно о чем-то
задумавшихся, уже в военной форме, мужчин — постоянных защитников своего отечества, с бравыми усами, боевыми наградами да оголенными шашками.

А вот и более памятные нам черты — фотографии большей частью почему-то бабушек — такие добрые, испещренные морщинами, но такие мудрые, столько пережившие милые старческие лица!

Александр Михайлович де Рибас

Александр Михайлович де Рибас

"Передо мной целый ряд портретов — самых обыкновенных фотографических портретов. Они — в толстых, выцветших, облезших с изорванными паспарту альбомах, от которых веет ароматом старины. Портреты поблекли, и даже выражение лиц на них какое-то угасшее, но это не время наложило на них свою печать... Что такое время? Портреты поблекли потому, что взоры родных и близких, глядя на черты любимого лица, уносили с собою частицы его жизни", — с такой душевной теплотой описал фотографию в изданных в 1913 году исторических очерках "Старая Одесса" известный журналист и библиограф А.М. де Рибас.

Александр Михайлович вспоминал: "Лучшими фотографами в старой Одессе считались Филипп Гааз, Федоровец, Хлопонин и Мигурский. Гораздо позже появились Антонопуло, Димо, Чеховский и другие. Мигурский имел в Одессе фотографический институт, из которого вышло много прекрасных учеников".

Но это всего лишь воспоминания. Одним из источников, позволивших приблизиться в поисках ко времени появления первых фотографических салонов, стал "Новороссийский календарь на 1857 год". В главе "Одесские адреса" в разделе "Художники" (что можно объяснить признанием фотографии как вида искусства уже в то время) наряду с живописцами, иконописцами, портретистами и скульпторами по дереву и мрамору перечислены также фамилии первых одесских фотографов: Гааз, Гешеле, Гольдштейн, Кордыш, Сковронский и Хлопонин. В более ранних "Календарях" фотографы не значились вообще. Но кто же из перечисленных выше был, так сказать, "патриархом" одесских фотографов?

Паспарту фотоателье Александра Хлопонина

Паспарту фотоателье Александра Хлопонина

Ответить на поставленный вопрос помог "Одесский вестник". Просматривая эту газету, удалось в номере от 14 июня за 1855 год обнаружить следующее объявление:

"На Итальянской улице, в доме Тальянского под № 12, открыта фотография художника Александра Хлопонина, ежедневно с 10-ти часов утра до 4-х вечера. Портреты — 5 и 8 руб. сер. без красок; красками же 12 и 15 руб. сер. сообразно с величиною портрета. Там же преподаются уроки фотографии на бумаге и стекле".

Насколько значительной была стоимость одной фотографии, можно судить, исходя из цен на различные продукты питания, ежемесячно публиковавшихся в той же газете. Так, например, фунт пеклеванного хлеба стоил тогда полторы копейки, фунт говядины — три с половиной, а телятины — четыре с половиной копейки.

Годом раньше, 22 мая 1854 года, отыскалось еще одно сообщение:

"Посетив на днях фотографическую мастерскую г-на Сковронского (на Екатерининской улице, в доме Бутырского), мы нашли, что портреты, исполняемые им, в настоящее время значительно усовершенствованы им с прошлого года, когда мы в первый раз познакомились с его мастерскою. Кроме необыкновенного сходства, они отличаются еще тем достоинством, что лица не выходят на них смуглыми (как это часто случается в фотографии), но имеют настоящий свой цвет, так же, как и волосы, по которым вы тотчас отличаете блондина от брюнета. Сковронский с любовью занимается своим делом и прилежно усваивает себе все улучшения и усовершенствования по части фотографии. В настоящее время он снимает первый тип на стекло, с которого в короткое время может сделать вам сколько угодно оттисков. Сеанс для первого типа у него продолжается всего несколько секунд".

Дагерротипы 1840-х гг. на посеребренных пластинах

Дагерротипы 1840-х гг. на посеребренных пластинах

Здесь надо отметить, что в середине прошлого века в фотоискусстве существовало два направления: появившаяся в 1839 году дагерротипия Луи Дагерра, работавшего в содружестве с физиком Иосифом Ньепсом, и изобретенная двумя годами позднее английским изобретателем Уильямом Талботом так называемая калотипия — общеизвестная сейчас фотография. В обоих независимых друг от друга открытиях светочувствительным слоем являлся иодид серебра, с тем только отличием, что дагерротипия позволяла получить сразу позитив, то-есть фотоснимок, правда, в единственном экземпляре, в то время как при калотипии, используя бумажный негатив, можно было получить неограниченное количество отпечатков.

Просматривая комплекты "Одесского вестника" в обратной последовательности, удалось, наконец, установить фамилии первых в Одессе фотомастеров. В 1843 году поместили свои объявления известный в то время в городе портретист — живописец Мюнхенской королевской академии живописи Филипп Гааз, а также дагерротиписты Кубат и Диц. Спустя 8 лет стали фотографами бывшие живописцы Шмидт и Сковронский. Со временем фотографическое искусство совершенствовалось, и "Новороссийский календарь на 1864 год" помещает уже объявление фотографа Мигурского об открытии им фотографического института в Одессе:

"Принимаются заказы на хромофотографии, микрофотографии, фотографии на фарфоре, эмали, дереве, кости, шелковой материи и др. Желающим изучить фотографию специально г. Мигурский преподает уроки теории и практики фотографии и фотографической химии. Курс стоит от 50 до 250 руб. сер., смотря по числу лекций. Для фотографов при институте открыто большое депо всех принадлежностей, аппаратов и препаратов для фотографии из самых лучших и специальных фабрик Англии, Франции и Германии".

Работы первых одесских фотографов были салонными и, связанные с существовавшей тогда стационарной аппаратурой, носили в основном портретный характер. Известные сейчас ранние фотоснимки архитектуры Одессы, ее улиц и различных событий относятся к более позднему периоду — концу 60-х — началу 70-х годов позапрошлого века.

В июле 1912 года, когда в Одессе насчитывалось уже около 60-ти фотографических салонов, увидел свет первый номер журнала "Вестник Одесского фотографического общества", посвященный его деятельности и "обозрению успехов фотографического знания". Просуществовал он до мая 1914 года. Через год ему на смену вышел популярно-научный и художественный журнал "Русский фотографический вестник".

Из различных сообщений, публиковавшихся в журналах, можно доведаться, что Одесское фотографическое общество было старейшим в России среди себе подобных, что в 1894 году в Одессе были организованы первые в России фотографические курсы, а также Всероссийская выставка, что в 1916 году было основано первое в стране фотографическое учебное заведение — 3-годичные фототехнические курсы Г.С. Михайлова-Мучкина.

До наших дней дошло много старых фотографий. Их паспарту сохранили тисненные золотом фамилии фотографов, адреса, а также изображения всевозможных наград, которых многие фотографы были удостоены на различных международных выставках.

И сейчас лучшей памятью о старых мастерах-фотографах являются их творения, исключительные по своей достоверности и служащие постоянным подспорьем в работе современных исследователей.

Был в моей коллекции в незапамятные времена также «Билет на право свободного фотографирования», выданный Одесским фотографическим обществом Н.И. Скроцкому, в котором сообщалась дата утверждения этого социума: «Настоящий билет выдан на основании §6 устава Одесского фотографического общества, утверждённого господином министром внутренних дел 13 сентября 1891 года».

Жетон в память 10-летия Одесского фотографического общества

Жетон в память 10-летия Одесского фотографического общества

Жетон в память 25-летия Одесского фотографического общества

Жетон в память 25-летия Одесского фотографического общества

Дополнительную память оставили нам мастера-ювелиры в виде миниатюрных произведений искусства. Одним из таковых является вычурной формы серебряный жетон. В его центре, в овале, увенчанном гербом Одессы под Императорской короной, на перегородчатой красной эмали — монограмма из переплетающихся древнерусских букв О.Ф.О. На обратной стороне выгравировано: "1891-Х-1901» (десятилетний юбилей первого в России Одесского фотографического общества — В.К.) и «Действительный член В.В.Штайгер».

Второй известный пока жетон представляет собой пластинку прямоугольной формы, на ее лицевой стороне — эмблема Одесского фотографического общества: изображение обнаженной мужской фигуры, с усилием раздвигающей скалы, чтобы дать возможность пробиться солнечным лучам — символу всего нового и светлого.

Виктор КОРЧЕНОВ.

18.05.2020.

Другие публикации в рубрике «Записки одесского архивариуса» смотрите здесь.

Пожертвовать
Реклама альбомов 300