Одесское фотографическое общество
Кому из нас не приходилось трепетно рассматривать старые фотографии своих мам, пап, дедушек и бабушек? А кому, слава Богу, повезло на предмет сохранения семейных
реликвий, то прадедушек и прабабушек. Вначале — совсем маленьких, потом — заметно повзрослевших, в белоснежных подвенечных платьях, барышень или тревожно о чем-то
задумавшихся, уже в военной форме, мужчин — постоянных защитников своего отечества, с бравыми усами, боевыми наградами да оголенными шашками.
А вот и более памятные нам черты — фотографии большей частью почему-то бабушек — такие добрые, испещренные морщинами, но такие мудрые, столько пережившие милые старческие лица!
"Передо мной целый ряд портретов — самых обыкновенных фотографических портретов. Они — в толстых, выцветших, облезших с изорванными паспарту альбомах, от которых веет ароматом старины. Портреты поблекли, и даже выражение лиц на них какое-то угасшее, но это не время наложило на них свою печать... Что такое время? Портреты поблекли потому, что взоры родных и близких, глядя на черты любимого лица, уносили с собою частицы его жизни", — с такой душевной теплотой описал фотографию в изданных в 1913 году исторических очерках "Старая Одесса" известный журналист и библиограф А.М. де Рибас.
Александр Михайлович вспоминал: "Лучшими фотографами в старой Одессе считались Филипп Гааз, Федоровец, Хлопонин и Мигурский. Гораздо позже появились Антонопуло, Димо, Чеховский и другие. Мигурский имел в Одессе фотографический институт, из которого вышло много прекрасных учеников".
Но это всего лишь воспоминания. Одним из источников, позволивших приблизиться в поисках ко времени появления первых фотографических салонов, стал "Новороссийский календарь на 1857 год". В главе "Одесские адреса" в разделе "Художники" (что можно объяснить признанием фотографии как вида искусства уже в то время) наряду с живописцами, иконописцами, портретистами и скульпторами по дереву и мрамору перечислены также фамилии первых одесских фотографов: Гааз, Гешеле, Гольдштейн, Кордыш, Сковронский и Хлопонин. В более ранних "Календарях" фотографы не значились вообще. Но кто же из перечисленных выше был, так сказать, "патриархом" одесских фотографов?
Ответить на поставленный вопрос помог "Одесский вестник". Просматривая эту газету, удалось в номере от 14 июня за 1855 год обнаружить следующее объявление:
"На Итальянской улице, в доме Тальянского под № 12, открыта фотография художника Александра Хлопонина, ежедневно с 10-ти часов утра до 4-х вечера. Портреты — 5 и 8 руб. сер. без красок; красками же 12 и 15 руб. сер. сообразно с величиною портрета. Там же преподаются уроки фотографии на бумаге и стекле".
Насколько значительной была стоимость одной фотографии, можно судить, исходя из цен на различные продукты питания, ежемесячно публиковавшихся в той же газете. Так, например, фунт пеклеванного хлеба стоил тогда полторы копейки, фунт говядины — три с половиной, а телятины — четыре с половиной копейки.
Годом раньше, 22 мая 1854 года, отыскалось еще одно сообщение:
"Посетив на днях фотографическую мастерскую г-на Сковронского (на Екатерининской улице, в доме Бутырского), мы нашли, что портреты, исполняемые им, в настоящее время значительно усовершенствованы им с прошлого года, когда мы в первый раз познакомились с его мастерскою. Кроме необыкновенного сходства, они отличаются еще тем достоинством, что лица не выходят на них смуглыми (как это часто случается в фотографии), но имеют настоящий свой цвет, так же, как и волосы, по которым вы тотчас отличаете блондина от брюнета. Сковронский с любовью занимается своим делом и прилежно усваивает себе все улучшения и усовершенствования по части фотографии. В настоящее время он снимает первый тип на стекло, с которого в короткое время может сделать вам сколько угодно оттисков. Сеанс для первого типа у него продолжается всего несколько секунд".
Здесь надо отметить, что в середине прошлого века в фотоискусстве существовало два направления: появившаяся в 1839 году дагерротипия Луи Дагерра, работавшего в содружестве с физиком Иосифом Ньепсом, и изобретенная двумя годами позднее английским изобретателем Уильямом Талботом так называемая калотипия — общеизвестная сейчас фотография. В обоих независимых друг от друга открытиях светочувствительным слоем являлся иодид серебра, с тем только отличием, что дагерротипия позволяла получить сразу позитив, то-есть фотоснимок, правда, в единственном экземпляре, в то время как при калотипии, используя бумажный негатив, можно было получить неограниченное количество отпечатков.
Просматривая комплекты "Одесского вестника" в обратной последовательности, удалось, наконец, установить фамилии первых в Одессе фотомастеров. В 1843 году поместили свои объявления известный в то время в городе портретист — живописец Мюнхенской королевской академии живописи Филипп Гааз, а также дагерротиписты Кубат и Диц. Спустя 8 лет стали фотографами бывшие живописцы Шмидт и Сковронский. Со временем фотографическое искусство совершенствовалось, и "Новороссийский календарь на 1864 год" помещает уже объявление фотографа Мигурского об открытии им фотографического института в Одессе:
"Принимаются заказы на хромофотографии, микрофотографии, фотографии на фарфоре, эмали, дереве, кости, шелковой материи и др. Желающим изучить фотографию специально г. Мигурский преподает уроки теории и практики фотографии и фотографической химии. Курс стоит от 50 до 250 руб. сер., смотря по числу лекций. Для фотографов при институте открыто большое депо всех принадлежностей, аппаратов и препаратов для фотографии из самых лучших и специальных фабрик Англии, Франции и Германии".
Работы первых одесских фотографов были салонными и, связанные с существовавшей тогда стационарной аппаратурой, носили в основном портретный характер. Известные сейчас ранние фотоснимки архитектуры Одессы, ее улиц и различных событий относятся к более позднему периоду — концу 60-х — началу 70-х годов позапрошлого века.
В июле 1912 года, когда в Одессе насчитывалось уже около 60-ти фотографических салонов, увидел свет первый номер журнала "Вестник Одесского фотографического общества", посвященный его деятельности и "обозрению успехов фотографического знания". Просуществовал он до мая 1914 года. Через год ему на смену вышел популярно-научный и художественный журнал "Русский фотографический вестник".
Из различных сообщений, публиковавшихся в журналах, можно доведаться, что Одесское фотографическое общество было старейшим в России среди себе подобных, что в 1894 году в Одессе были организованы первые в России фотографические курсы, а также Всероссийская выставка, что в 1916 году было основано первое в стране фотографическое учебное заведение — 3-годичные фототехнические курсы Г.С. Михайлова-Мучкина.
До наших дней дошло много старых фотографий. Их паспарту сохранили тисненные золотом фамилии фотографов, адреса, а также изображения всевозможных наград, которых многие фотографы были удостоены на различных международных выставках.
И сейчас лучшей памятью о старых мастерах-фотографах являются их творения, исключительные по своей достоверности и служащие постоянным подспорьем в работе современных исследователей.
Был в моей коллекции в незапамятные времена также «Билет на право свободного фотографирования», выданный Одесским фотографическим обществом Н.И. Скроцкому, в котором сообщалась дата утверждения этого социума: «Настоящий билет выдан на основании §6 устава Одесского фотографического общества, утверждённого господином министром внутренних дел 13 сентября 1891 года».
Дополнительную память оставили нам мастера-ювелиры в виде миниатюрных произведений искусства. Одним из таковых является вычурной формы серебряный жетон. В его центре, в овале, увенчанном гербом Одессы под Императорской короной, на перегородчатой красной эмали — монограмма из переплетающихся древнерусских букв О.Ф.О. На обратной стороне выгравировано: "1891-Х-1901» (десятилетний юбилей первого в России Одесского фотографического общества — В.К.) и «Действительный член В.В.Штайгер».
Второй известный пока жетон представляет собой пластинку прямоугольной формы, на ее лицевой стороне — эмблема Одесского фотографического общества: изображение обнаженной мужской фигуры, с усилием раздвигающей скалы, чтобы дать возможность пробиться солнечным лучам — символу всего нового и светлого.
Виктор КОРЧЕНОВ.
18.05.2020.
Другие публикации в рубрике «Записки одесского архивариуса» смотрите здесь.