Одесские катакомбы

Вход в подпольную типографию. Фото к очерку Д. Маллори в журнале «Огонек». 1929 г.

Вход в подпольную типографию. Фото к очерку Д. Маллори в журнале «Огонек». 1929 г.

Каменоломни в одесских катакомбах. Фото к очерку Д. Маллори в журнале «Огонек». 1929 г.

Каменоломни в одесских катакомбах. Фото к очерку Д. Маллори в журнале «Огонек». 1929 г.

Перед нами замечательная папка 1796 г., адресованная: «Правящему в Одессе должность городничего, господину секунд-майору Кирьякову».

Год создания Одессы был четвертый. Затихали раскаты Великой французской революции. И в ордерах то и дело встречаются приказания «по секрету»:

«За освобождающимися из карантинов иностранными, особливо прибывшими из сторон Турции, Молдавии французами, поляками и других наций в Одессе остающимися, рекомендую вам секретным и неприметным образом наиприлежнейшее иметь замечание и разведывание о тех их поступках, упражнениях и разговорах, нежели усмотрите в каком подозрении и разглашении каких-либо вредных слов, клонящихся до нарушения покоя и тишины, таковых тотчас брать под арест, а меня в ту ж минуту рапортовать».

Большой интерес представляет «такса продающих в Одессе в 1796 году разных с'ясных и других припасов, по какой цене значить».

Такса, действительно, изумительная, вызывающая зависть в чисто Олешевских масштабах. Судите сами:

«Витчины фунт — 10 копеек, говядины фунт — 3 копейки, баранины — 4, мыла — 14, масла коровьяго фунт — 14 копеек, постного — 12, икры паюсной фунт — 20 копеек, подошев (подошв) одна пара хороших — 35 копеек, подсредственных — 25 копеек».

В этих же ордерах 1796 года и ранее неоднократно упоминается, что камень для постройки нового города следует «рыть исподволь», снизу, так как город «стоит на каменном месте».

Таким образом создавались нынешние одесские катакомбы. Город рос из себя. Когда строитель города де Волан взялся за работу, он извлекал камень для построек из недр. Дерева вокруг не было. Строили только из камня. Потом горожане рыли во дворах уже погреба, мины, где хранили колониальные товары, особенно вина и канифоль, которыми так была богата Одесса во времена «порто франко».

Катакомбы — это старые каменоломни. Точная длина одесских катакомб не известна, так как они идут переплетаясь под всем городом, но она, во всяком случае, не менее 500 км.

Катакомбы заложены на значительной глубине — 6–7 м. Существенного влияния на домостроение они не оказывают. Выходы катакомб обычно устраивались на берегу моря или же в виде колодцев на поверхности земли. Нет ничего, конечно, удивительного и в том, что катакомбы использовывались в приморском городе контрабандистами, что и дало, конечно, пищу тем многочисленным легендам, которые, переходя из поколения в поколение, обрастали новыми «тайнами».

Все прославленные потом одесские магнаты — известные всей стране богачи Ралли, Маразли, Родоканаки, Анатра, Петрококино, Маврокордато — обязаны своими огромными богатствами именно тем, что предки их занимались контрабандой в Одессе.

Об этом знали все — и благородное купечество, и сами основатели Одессы, — но золото закрывало всем рты.

Так богатела Одесса. На месте нынешней лучшей гостиницы на Одесском бульваре стояла гостиница для приезжих иностранных купцов. Сюда заманивали красивых женщин, исчезавших затем бесследно в катакомбах. Гостиница была соединена подземными ходами с морем. Лет 60 тому назад провалилась мостовая у дома № 2 по Театральному переулку, около Приморского бульвара. Через открывшееся отверстие видна была большого размера комната, прекрасно убранная коврами, мебелью. Там же стояла телега. Это убежище было соединено с другими домами богача контрабандиста Ралли.

Но и отбрасывая всякие, никому теперь не интересные, легенды, конечно, нельзя отрицать, что катакомбы, целые улицы под Одессой, не могли не служить пристанищем для контрабандистов. Впоследствии в катакомбах собирались масоны. В глубине пещер, искусно скрытых от чужих глаз, собиралась масонская ложа под покровительством самого графа Петра Разумовского. одного из последышей знаменитого рода фаворита «веселой императрицы».

Там, где теперь рабочая окраина, когда- то высился великолепный дворец гр. Разумовского. Он «жил тогда в Одессе пыльной, где долго ясны небеса». Из дворца вели ходы в катакомбы и устроено было роскошное помещение для масонской ложи.

В пещерах не раз собиралась и пылкая молодежь того времени, времени Пушкина и Байрона, на совещания о помощи греческому восстанию 1823 г. — «Восстань, не Греция, она уже восстала, но ты, душа моя, скорей, скорей восстань!» — долго еще распевала молодежь старой Одессы байроновские строфы.

Верно ли, что в подземельях сокрыты сказочные богатства турок, зарывших свое золото здесь после взятия Хаджибея, что здесь богатые клады одесситов, бежавших в свое время от чумы, что здесь золото контрабандистов, что здесь несметные богатства, которые только ждут своих искателей? Вероятно, все это область легенд. По крайней мере, в свое время воспетый Бабелем Беня Крик, Беня — король Молдаванки, — попросту ловкий бандит Мишка Япончик, — лично уверял меня, что «катакомбы через него все чисто обысканы, и если бы что было, так неужели его люди не нашли бы». Он говорил мне, что «это все больших глупостев», и что теперь только скелетные кости да жестянки из-под консервов валяются в подземельях.

В дни французской оккупации, в 18-м г., в годы интервенции одесские катакомбы сослужили свою службу, — они служили революции. В одесском Истпарте вы найдете снимки подпольной типографии «Коммуниста» — в катакомбах.

«Незваные гости» Одессы, французы и сербы, поляки и немцы, тщетно искали, где печатаются воззвания к их войскам, откуда появляются в Одессе и на иностранных кораблях газета «Коммунист» и листовки.

А они печатались в катакомбах. Здесь стояла американка, отсюда под покровом ночи выносилась литература, которая, быть может, помогла 3-тысячному отряду Григорьева погнать в море стотысячные армии интервентов!

Теперь катакомбы или превращены в каменоломни, или же наглухо замурованы. С трудом пробираемся мы по одной из крупных галерей. Она ведет к Малому фонтану. Местами ее пересекают ручейки воды. При свете, пожарных факелов медленно движемся вперед. Картина, напоминающая пьесу «Голос недр» в театре МГСПС. Только этот голос недр принадлежит уже прошлому и представляет чисто исторический интерес.

Легендарные «привидения» и таинственные рассказы давно уже не волнуют Одессу. Потомки былых контрабандистов давно уже бежали из Одессы. Легендарный Беня Крик нашел смерть от винтовки красноармейца.

Но мы вместе со старыми подпольными работниками времен интервенции с благодарностью вспомним темные своды когда-то скрывавших их катакомб.

Д. Маллори.
Журнал «Огонек», 03 февраля 1929 г.

(Опубликовано на сайте 21.02 2022 г.)

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300