Необычайный город

В совхозе работают тракторы, молотилки. Фото к очерку «Необычайный город» в журнале «Экран». 1928 г.

В совхозе работают тракторы, молотилки. Фото к очерку «Необычайный город» в журнале «Экран». 1928 г.

Люди «необычайного города». Фото к очерку «Необычайный город» в журнале «Экран». 1928 г.

Люди «необычайного города». Фото к очерку «Необычайный город» в журнале «Экран». 1928 г.

Легко и радостно детвора производит работы. Фото к очерку «Необычайный город» в журнале «Экран». 1928 г.

Легко и радостно детвора производит работы. Фото к очерку «Необычайный город» в журнале «Экран». 1928 г.

Мы занимаемся физкультурой. Фото к очерку «Необычайный город» в журнале «Экран». 1928 г.

Мы занимаемся физкультурой. Фото к очерку «Необычайный город» в журнале «Экран». 1928 г.

Письмо товарища Бухарина детскому дому № 14. Фото к очерку «Необычайный город» в журнале «Экран». 1928 г.

Письмо товарища Бухарина детскому дому № 14. Фото к очерку «Необычайный город» в журнале «Экран». 1928 г.

Мише Дзюбину двенадцатый год. В детском городке, на окраине Одессы, он уже пятый год. В исполкоме детского городка работает два года. Теперь на него возложена ответственная задача: организация и наблюдение за постройкой одного громадного школьного здания, вместо пяти отдельных, разбросанных школ городка. Школу строят архитекторы и рабочие; дети — в наблюдательной комиссии.

Мимо бегут нарядные дачные трамваи. Направо — бесконечные здания какой-то военной школы, налево раскинулся настоящий, большой, разнообразный по архитектуре зданий город, населенный и управляемый детьми.

У главного проезда вывеска: «Дитячий городок им. Коминтерна».

Две тысячи детей, когда-то беспризорных, составляют теперь население этого необычного и исключительного города.

— Мы раньше всего пройдем в исполком, — говорит мой одиннадцатилетний проводник, и босые пятки его быстро ведут меня к месту самоуправления детского городка. Предисполкома, деловой, толковый и энергичный взъерошенный парень, лет четырнадцати, как и подобает предисполкома, занят на каком-то собрании. Обсуждается вопрос о центральном клубе городка.

Через минуту все собрание окружает нас веселой гурьбой, и мы узнаем, что завтра же можем поехать в совхоз, на прекрасный хутор городка.

В поселке пять трудшкол и одна профшкола. Каждый из двух тысяч населения городка изучает какое-нибудь ремесло. Порой кажется, что мы попали в большое производственное предприятие. Мы проходим швейную, столярную, слесарную, сапожную, переплетную мастерские. Везде детвора учится, работает, производит.

— Мы почти ничего не покупаем, — важно и горделиво говорит нам двенадцатилетняя девочка с красным бантом на шее: — у нас собственные огороды, молочная ферма, собственная птица, специальный отряд хороших кулинарок, все из детей. Наша секция позаботилась, чтобы...

— Какая же ваша секция?

— Секция горсовета по народному питанию, — солидно бросает девочка, и ведет нас дальше.

Горисполком и горсовет — избранники всего населения городка — работают энергично, дружно и по-товарищески.

— На какие же средства существует и процветает этот городок? — опрашиваем мы в финансовой секции исполкома.

— Раньше всего на свои собственные: у нас уже до двадцати пяти тысяч дохода в год, наши мастерские — образцовые. Наш посевной материал высокого качества. Все, что мы производим, выращиваем и изготовляем, прежде всего идет на потребности самого городка; излишки мы продаем. Кроме того, мы получаем значительную субсидию от Помдета и Одесского горисполкома.

Каждый дом имеет свои советы. Рабочая сила, распределение общественных обязанностей, занятия, отдых — строго регулируются и проверяются домовыми советами.

На живописном домике вывеска:
«Центральная библиотека детского городка».

На другой день мы отправляемся в совхоз. 450 десятин заняты здесь высокосортным сельскохозяйственным материалом. Детвора производит легко и радостно самые трудные полевые работы. Правда, здесь применена широкая машинизация сельского хозяйства: работают тракторы, молотилки.

Нормальный физический труд, прекрасно поставленная культработа и простые товарищеские отношения создают нормальные условия для совместного воспитания мальчиков и девочек.

Конечно, есть еще много недостатков, главные из которых — отсутствие свободных помещений и свободных средств. В детских домах-коммунах еще чувствуется скученность.

Но зато какое громадное творится дело и какое различие чувствуете вы выходя к первой ближайшей станции дачного трамвая.

Здесь, в городе, — люди прошлого, там, в десятках особнячков, растут люди будущего.

Детский городок им. Коминтерна широко известен и за границей. Еще в прошлом году приезжали американцы посмотреть это «чудо большевиков» и оставили свои впечатления в книге посетителей городка. В августе этого года население городка постановило послать подарок конгрессу — альбом снимков городка, который был передан тов. Тельману.

Очерк Д. МАЛЛОРИ,
журнал «Экран», 1928 г.

(Опубликовано 06.10.2021.)


Больше о детском городке им. Коминтерна смотрите здесь.

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300