Дякую
Дякую

Маяк Воронцовский

«Одесская башня», первый маяк на Карантинном молу, рисунок

«Одесская башня», первый маяк на Карантинном молу, рисунок

Вид первого маяка на Карантинном молу, «Одесской башни», при входе на Одесский рейд, рисунок

Вид первого маяка на Карантинном молу, «Одесской башни», при входе на Одесский рейд, рисунок

Воронцовский маяк. Фотография в альбоме изд-ва Покорного

Воронцовский маяк. Фотография в альбоме изд-ва Покорного

1902 г.

1902 г.

1905 г.

1905 г.

Воронцовский маяк, 1917 г.

Воронцовский маяк, 1917 г.

1918 г.

1918 г.

Воронцовский маяк, 1918 г.

Воронцовский маяк, 1918 г.

Одесса. Маяк. На переднем плане противоторпедное боновое заграждение. 1918 г.

Одесса. Маяк. На переднем плане противоторпедное боновое заграждение. 1918 г.

Воронцовский маяк, 1930-е годы

Воронцовский маяк, 1930-е годы

Воронцовский маяк, 1930-е годы

Воронцовский маяк, 1930-е годы

Одесса. Маяк. Почтовая карточка. 1930-е гг.

Одесса. Маяк. Почтовая карточка. 1930-е гг.

Одесса, маяк. Почтовая открытка. 1934 г.

Одесса, маяк. Почтовая открытка. 1934 г.

Маяк. Одесса. Почтовая карточка. 1934 г.

Маяк. Одесса. Почтовая карточка. 1934 г.

Одесса. Маяк. Почтовая карточка. 1930-е гг.

Одесса. Маяк. Почтовая карточка. 1930-е гг.

Фото из книги «Одесса — город-герой», 1978 г.

Фото из книги «Одесса — город-герой», 1978 г.

Катер-охотник выходит в море, фото из газеты, август 1941 г.

Катер-охотник выходит в море, фото из газеты, август 1941 г.

Ориентир для судов непосредственно при входе в порт в Одессе впервые был сооружен на оконечности Военного мола. Но в процессе наращивания Карантинного мола изменилось положение судового хода, что стало причиной посадок входящих судов на подводные элементы конструкции мола.

Поэтому голландский консул Таббуда-Мариньи обратился к генерал-губернатору Новороссийского края М.С. Воронцову с просьбой установить маяк на Карантинном молу. Его соорудили в 1843 г. Он представлял собой деревянное сооружение высотой 26 м от основания, восьмигранной формы, с башней и мачтой, на которую в ночное время поднимали керосиновые фонари, а днем — желтый флаг. В 1854 г. маяк уничтожили, в связи с началом Крымской войны. В 1859 году он был восстановлен, но маяк был несовершенным и нуждался в замене.

В 1863 году был установлен первый Воронцовский маяк. Маячная башня, увенчанная специальным фонарем, имела высоту 30 футов (9,15 м) от основания. Маяк был освящен 8 ноября 1863 года, в день открытия памятника князю М.С. Воронцову на Соборной площади, почему и получил название Воронцовского.

С 1877 по 1879 г. к Карантинному молу пристраивали Рейдовый мол. На это время маячный огонь был зажжен у подножия Свято-Николаевской церкви на специальной небольшой платформе. (Со временем первый Воронцовский маяк был демонтирован и в 1898 г. установлен в 5 км от мыса Сарыч Крымского полуострова. Маяк работает и по сей день).

Второй Воронцовский маяк был освящен 20 ноября 1888 г. и установлен на оконечности Рейдового мола. Его строительством занимался петербургский купец 1-й гильдии Сан-Галли.

Это была белая чугунная башня высотой 17 м. Маяк был оборудован светооптическим аппаратом современной системы «Френеля», поставленным французской фирмой. Он давал вращающийся огонь с проблесками красного цвета через одну минуту с дальностью видимости 13,7 мили (25,38 км). В 1911 году маяк оборудовали пневматической сиреной.

Этот маяк освещал вход в порт 53 года. 15 сентября 1941 г., в дни обороны Одессы, его взорвали, чтобы маяк не служил ориентиром для авиации и артиллерии врага. После Великой Отечественной войны на руинах маяка временно была установлена деревянная мачта с ацетиленовым фонарем.

Современный, (третий) Воронцовский маяк был сооружен в 1955 г.

Татьяна ГЛЕБ-КОШАНСКАЯ,
музей им. Де-Волана Одесского морского торгового порта.


Все одесские маяки смотрите здесь.

Фотогармошка 300х250