Имени Парижской коммуны

В дальнем углу парижского кладбища Пер-Лашез есть место, которое вот уже много лет привлекает к себе большое количество людей. Это стена Коммунаров. Возле нее 27 и 28 мая 1871 года расстреливали последних защитников Парижский коммуны.

На внешней стороне обыкновенной каменной кладбищенской стены — барельеф женщины, олицетворяющей Коммуну. Еe руки распростерты. Она как бы прикрывает собой коммунаров, изображения которых едва намечены в камне. Вокруг следы пуль.

Изображения проступают как тени, как возникающие в памяти смутные образы тех безвестных героев, вспоминая которых французский политический деятель, писатель и публицист, а в прошлом — коммунар Шарль Арну предварил свой вышедший в 1923 году в Архангельске в виде отдельной брошюры исторический очерк «Мертвецы Коммуны» призывом: «Шапки долой! Я буду говорить о мучениках Коммуны. Сколько было их? Никому не перечесть!».

Коммуна просуществовала всего 72 дня, но 1871 год навсегда останется в памяти как год первой попытки создания бесклассового социалистического общества.

Дело коммунаров стало особенно близким советским людям, и не случайно в начале 20-х годов день провозглашения Парижской коммуны широко отмечался по всей стране: в рабочих клубах устраивались торжественные собрания, ее именем назывались лучшие предприятия.

В 1923 году это имя было присвоено центральным одесским электростанциям. Построенные «Бельгийским анонимным обществом одесских трамваев» в 1910–1912 годах, обе станции размещались на Московской улице. Одна из них снабжала электроэнергией пришедший на смену конке трамвай, другая предназначалась для освещения города. Сейчас на одной из этих территорий находится Центральное предприятие электрических сетей.

В годы иностранной военной интервенции, гражданской войны и последовавшего за ними периода хозяйственной разрухи они практически не работали из-за отсутствия топлива.

Пуску электростанции Одесский губисполком уделял особое внимание, и уже в октябре 1921 года получили энергию первые возрожденные промышленные предприятия города. Это был значительный шаг в деле восстановления народного хозяйства.

18 марта 1932 года, когда отмечалась 61-я годовщина со дня провозглашения Парижской коммуны, лучшим работникам электростанции вручался памятный нагрудный знак. Выполненный из серебра и покрытый разноцветными эмалями, он отличается большой выразительностью и тщательной проработкой.

В его верхней части — одно из зданий электростанции. В центре знака на фоне паровой турбины — рельефное изображение, сюжетно отражающее момент расстрела коммунаров. На одной из деталей турбины мелким шрифтом выбито: «С. Тульчинский».

Самуил Львович Тульчинский — известный советский гравер-медальер. Родился в 1900 году в Тульчине Подольской губернии в семье живописца. В ноябре 1917 года работал в одной из одесских граверно-ювелирных мастерских, изготовил штамп первого номерного нагрудного знака для одесской Красной гвардии.

Потребность в таковых знаках возникла после Февральской революции, когда на свободе оказалось множество выпущенных из тюрем и терроризировавших город уголовников. Реорганизованной тогда из рабочей милиции Красной гвардии не помогали даже красные нарукавные повязки с буквами «КГСРД» (Красная Гвардия Совета рабочих депутатов) и специальные удостоверения, так называемые «карточки», подделать которые не составляло особого труда.

С 1927 по 1930 год Тульчинский — учащийся полиграфического факультета ИЗО (Одесского института изобразительных искусств). В 1935 году после успешно выдержанного экзамена (резьбы портрета на стали) он 6ыл принят гравером на Ленинградский монетный двор. С 1946 по 1950 год работал в системе Гознака (сперва художником-графиком, потом гравером-медальером Всесоюзного научно-исследовательского института Гознака, преподавал в техникуме). С 1950 года был гравером-медальером Московского монетного двора, а последние несколько лет перед уходом на пенсию занимал должность главного художника. Умер Тульчинский в 1981 году.

Посвятивший всю жизнь медальерному искусству (в основном — портретному жанру), Самуил Львович за свою трудовую деятельность был награжден орденом Ленина, ордером Трудового Красного Знамени и многими медалями. Им были отражены в бронзе такие исторические события, как перелет СССР — США через Северный полюс в 1937 году и рейс мира Балтийск — Нью-Йорк на турбоэлектроходе «Балтика» в 1960 году, выполнены штемпели портретных медалей в честь М.И. Калинина (1936), Г.К. Орджоникидзе (1938), Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В.И. Ленина и И.В. Сталина (1938), И.В. Мичурина (1955), А.В. Вишневского (1961) и несколько медалей к столетию смерти А.С. Пушкина; а также coзданы золотые медали — премии Академии наук СССР имени выдающихся русских ученых В.В. Докучаева, Н.Е. Жуковского, А.П. Карпинского, И.И. Мечникова, И.В. Мичурина, А.С. Попова и золотые медали-премии Географического общества СССР.

«Одесские электроцентрали» — единственный, пожалуй, знак, который в отличие от медалей имеет именник гравера. Склоненные красные знамена на знаке символизируют всеобщую скорбь по погибшим коммунарам.

И пусть автор не знал в те годы, как выглядит подлинный барельеф на стене Коммунаров на кладбище Пер-Лашез, но сам выполненный на высоком художественном уровне знак достоин резца большого мастера.

Виктор КОРЧЕНОВ.
Иллюстрации автора.

30.12.2018.

Реклама альбомов 300